О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. Воскресенье Петушинского района.

 «Подлинная жизнь начинается тогда, когда мы встречаемся с Жизнью Воскресшего Иисуса Христа — Победителя смерти». 

«На горе, куда нам предстояло подняться, из-за деревьев выглядывала беленькая церковка с зеленой крышей. От ребятишек мы узнали, что это село Воскресенье.

О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. ВоскресеньеДорога в село шла между церковью и пионерлагерем. Слева в пионерлагере за аккуратным забором виднелись разные деревянные горки, качели, турнички. Пионеров самих не было. Наверно, это их видели мы издалека, когда шли лугом.

У церкви ограда наполовину разрушена так, что остались только каменные столбы, а железо пошло скорее всего на подковы в сельскую кузницу. Высоченная нетроганая трава буйствовала за церковной оградой. Но церковь сама и крыша ее были недавно покрашены и выглядели как новые» (Владимир Алексеевич Солоухин, из повести «Владимирские проселки»).

Таким описывает село Воскресенье в 1957 г. писатель В.А. Солоухин. История села длинная. В писцовых книгах 1628-1631 гг. оно значится как «погост Воскресенский Аргуновской волости», в 1707-1709 гг. тут числилось около 98 дворов. Село было по преимуществу плотницким, все мужское население уходило на заработок в города: Москву и Санкт-Петербург, в селе оставались одни женщины. Народ жил в достатке, иметь огороды и сады было не принято, картофель и другие овощи возили из г. Покров, который находится всего лишь в десяти километрах. «Народ избалован был на сторонних рублях», — писал в книге «Владимирские просеки» Владимир Солоухин.

О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. ВоскресеньеСело принадлежало в разное время стольным князьям (Хованским, Салтыковым и др.) и помещикам. На территории храма, за алтарем, сохранился фамильный склеп с останками неизвестных хозяев усадьбы. На их средства строились крупные сооружения, например, мукомольная мельница и, конечно, церкви. Первая церковь в честь Воскресения Христова была деревянной, в писцовых книгах читаем: «на погосте церковь Воскресения Христово, древяна, а в церкви деисус, двери царские, образы местные, ризы и книги, и всякое церковное строение мирское». В 1818 году вместо деревянной церкви была начата постройка существующего ныне каменного храма, который освятили в 1827 году. Престолов в храме три: главный – в честь Воскресения Христова, в трапезе теплой один – во имя св. Николая чудотворца, другой –  в честь Казанской иконы Божией Матери. По архитектуре храм представляет собой образцовый проект, по которому сооружалось в то время немало храмов в память о погибших воинах и победе России в войне 1812 года.

О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. ВоскресеньеВ 1891 г. при храме уже была устроена церковно-приходская школа. В советское время это здание служило одним из строений детского лагеря Московского вагоноремонтного завода им.Войтовича, который существовал на территории усадьбы и соседствовал уже с полуразрушенным храмом до 90-х гг ХХ в.

В 1930 г. в Свято-Воскресенском храме служил священномученик Николай Васильевич Поспелов (1885-1938). Это был ревностный пастырь, он следил за благочинием в приходах и благоукрашением храмов, в которых служил,  и был требователен к тому, чтобы за богослужением все читалось ясно и четко. Время 1930-х гг. было особенно непростым в истории гонений на Церковь, во всех трудных случаях о. Николай шел в храм и служил молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому или преподобному Серафиму Саровскому. День тезоименитства священника приходился на память сорока мучеников, и он часто, бывало, повторял: «Сорок мучеников, сорок мучеников, сорок первый – я». О. Николая власти сначала сильно притесняли, лишая, по сути, средств к существованию: требовали выполнения так называемых «твердых заданий» – общественных работ, заключавшихся, например, в пилке дров либо принуждали покупать облигации государственных займов и выплачивать дополнительные налоги. Использовали и моральное давление, например, раз в две недели вызывали в райисполком в Киржач, где держали какое-то время и отпускали, не утруждаясь объяснениями, зачем вызывали. О. Николая арестовали в январе 1938 г., а 8 февраля 1938 года тройка НКВД вынесла приговор о расстреле. Протоиерей Николай Поспелов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Только через много лет по просьбе его сына Кронида (будущего архимандрита Нафанаила, старца Псково-Печерского монастыря) о. Николай был реабилитирован.

О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. ВоскресеньеСудьба Свято-Воскресенского храма тоже была непростой. Богослужения здесь совершались достаточно долго: вплоть до хрущевских гонений на Церковь. В конце 50-х годов храм еще действовал, он был отремонтирован и покрашен, внутри был хороший иконостас, дорогие иконы в окладах. После закрытия храм буквально за неделю разграбили, крест и колокол сбили. Разрушение самих стен началось в 70-ые годы, когда в его помещении стали хранить химические удобрения. Мальчишки и девчонки, приехавшие на летние каникулы в пионерлагерь, любили играть в полуразрушенном здании. Только по прошествии десятилетий, когда у них уже выросли свои дети, изменилось отношение к вере и Церкви и началось трудное возрождение духовной жизни, у храма в небольшом селе, которое практически покинули жители еще в 60-е годы, появилась надежда на «второе рождение».

Работы по восстановлению храма начались в 2003 г., это сплотило местных жителей, которым удалось вновь наладить богослужение сначала в деревянном бараке возле разрушенного храма. А в Великую Субботу 2014 г. уже в самом храме отслужил первую литургию Преосвященнейший Владыка Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский, благословивший прихожан на дальнейшие труды.

Сейчас храм уже почти полностью восстановлен. Богослужения проходят регулярно: в субботу, воскресенье и в дни церковных праздников. Все прихожане по мере сил участвуют в службе, совершают свое приношение Богу — кто-то помогает в алтаре, кто-то поет на клиросе, кто-то готовит трапезу. Вместе же стараются обрести «чистое сердце», готовое участвовать в совместной молитве. Большинство прихожан причащается на литургии, это всегда бывает большой радостью.

После богослужения во время трапезы проводится чтение книг: из Отцов Церкви, из духовного наследия наших современников, например, С.И. Фуделя – праведника и исповедника XX столетия, который провел в г. Покров последние годы своей жизни после многих лет тюремного заключения и ссылок:

«Церковь — это прекращение одиночества. Чтобы жить в Церкви, нужно идти к людям, надо стоять с ними в тесноте храма, надо пить Божественные Тайны из одной чаши. Церковь начинается там, где, по слову Христову, «двое или трое собраны во имя» Его. Не там, где «один», потому что любовь начинается только там, где «двое или трое». «Двое или трое» — это первичная клетка любви, а Церковь начинается там, где преодолевается самость, обособленность, где начинается любовь». С.И.Фудель «Записки о Литургии и Церкви».

О храме в честь Светлого Христова Воскресения д. ВоскресеньеСегодня в центре жизни прихода стоят богослужение, христианская миссия как продолжение богослужения и духовное образование. Верующий человек не может не служить Богу, воздавая ему благодарение, не может и не делиться с другими тем новым смыслом и глубиной жизни, которые открываются в Церкви. Христианин также не может не искать углубления и возрастания в той жизни, которую мы получаем только как залог будущей полноты. И действенны в жизни слова настоятеля Свято-Воскресенского храма о.Дмитрия Черепанова, что подлинная жизнь начинается тогда, когда мы встречаемся с Жизнью Воскресшего Иисуса Христа — Победителя смерти.

Анастасия Ткачёва