«Новая история» старого храма
История пишется непрестанно. Из архивов нам удалось узнать об истории храма начиная с 17 до начала 20 века и о людях, так или иначе связанных с ним. Среди них известные личности, князья, канонизированные святые (свщмч. Николай Поспелов) и христиане, о жизни которых мы мало знаем, но можем видеть плоды их служения Богу и Церкви. Сейчас мы продолжаем летопись храма, можно сказать, его «новую историю», основанную на свидетельствах наших современников, отмеченную нашими общими трудами, заботами, надеждами.
Как все начиналось… (2002)
Свято-Воскресенский храм поистине богат своей историей. Много в ней замечательного, но не обошлось и без тяжелых времен. Самые печальные страницы – это советское время, когда храм был отнят у Церкви и разграблен. В конце 50-х годов, по свидетельству писателя Владимира Солоухина, на церковной территории устроили детский пионерский лагерь, но храм еще действовал: он был отремонтирован и покрашен. Но уже скоро мальчишки и девчонки, приехавшие на летние каникулы, играли в полуразрушенном здании. Только по прошествии десятилетий, когда у них уже выросли свои дети, и изменилось отношение к вере и Церкви, началось трудное возрождение духовной жизни, у храма в небольшом селе, которое практически покинули жители еще в 60-е годы, появилась надежда на «второе рождение».
Валентина Николаевна Самарина (Бугрова) – одна из тех, кто первой услышала от Господа призыв к восстановлению храма, прозвучавший из уст одного священника. На заданный кем-то вопрос: будут ли заниматься храмом в с.Воскресенье, священник, приехавший отпевать ее отца, ответил: «Это все зависит от вас». Она запомнила эти слова, «сложила в сердце». Несколько лет Валентину Николаевну не покидала мысль, что нужно поднимать церковь, с которой всегда была связана ее семья. Но сложно было решиться на такое, казалось, непосильное дело: некогда красавец храм был сейчас больше похож на средневековые развалины. Несмотря на страхи, в душе Валентины Николаевны росло беспокойство и, наконец, созрела решимость как-то действовать.
«В 2002 году я пришла в покровский храм, — рассказывает Валентина Николаевна, — дождалась о. Сергия (Березкина) и говорю ему: «Давайте храм восстанавливать, храм ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА». Он расспросил про село, сколько людей там живет и пр., обещал приехать (и сдержал свое слово: приехал, после осмотра приободрил нас, благословил на труды). Когда вышла из храма испугалась того, что наделала, какую ношу на себя взвалила. Но в то же время голос изнутри: «Все! Ни шагу назад! По-другому жить нельзя. Слово сказано».
После начался долгий путь: в администрацию, в местный дом отдыха, по деревням. Валентина Николаевна говорила с людьми, прислушивалась к советам, молилась Господу о помощи. Но время шло, а дело не двигалось. Осенью 2002 года она решила взять благословение, чтобы пойти по окрестным деревням, просить пожертвование на храм: «У нас везде тут в округе родственники, маму и отца моих очень многие знали. Стучала в каждый дом, и, знаете, никто не возмущался, сколько могли, давали».
Не настолько значимой оказалась сумма, собранная в это время, сколько начало собирания церковной общины вокруг воскресенского храма. Вспоминает одна из прихожанок, Якиманская Варвара Дмитриевна: «Однажды в дверь постучали. Мне говорят: — Там женщина на храм собирает. — Какая женщина?! — Да вон она пошла. Я по-бежала за ней, кричу: женщина, женщина, подождите! Так познакомилась с Валентиной Николаевной». Господь не оставлял тех, кто добровольно принимал на себя тяжелые заботы по устроению церковной жизни. Одна из прихожанок, человек уже в возрасте, просто преобразилась на глазах, физически окрепла: «Как стали молебны служить, на глазах стала выздоравливать», — рассказывают о ней прихожане. Действительно, удивительно: недавно бабушка не могла на ногах долго стоять, а сейчас легко закидывает в печку дрова, отапливает временный храм.
Соединял Господь людей в трудах и молитве. В 2003 году митрополит Евлогий благословил быть настоятелем воскресенского прихода свящ. Евгения Филатова (подробное интервью с о. Евгением читайте здесь).
Сначала служили в трапезной молебны, акафисты. «Вот тут в трапезной полочка такая стояла с иконами, — вспоминают прихожане, — здесь батюшка нас и исповедовал. Сам жил «в келье», через стенку от трапезной, уезжал редко, хотя в Москве оставалась семья, шесть дочек». Постепенно из барачного здания, в котором когда-то жили сотрудники пионерлагеря, сделали временный храм. Люди жертвовали иконы, облачения, утварь.
Изначально состоял приход в основном из женщин. Поэтому, когда в 2003 году, о. Eвгению встретился Петр Иванович Купренко, то он стал ему первым помощником. А через пару лет – старостой храма (воспоминания Петра Ивановича об этом периоде можно прочесть здесь).
Постепенно общими силами принялись расчищать территорию храма. Приехали на субботник ребята – школьники из панфиловской средней школы вместе с учителями. Сколько ребят тут было! Некоторые из них стали регулярно ездить на богослужения: учились читать, петь на клиросе. Сейчас у них уже свои дети, кто-то уехал из родных деревень (Желудево, Панфилово, Воскресенье). Работы было, казалось, неподъемно много. Откопали фундамент храма, расчистили овраг и засыпали его землей, спилили деревья.
«Стоим как-то с о.Евгением, — говорит Петр Иванович, горько улыбаясь, — смотрим на расчищенную территорию вокруг разрушенного храма, мечтаем: крест бы поставить, крышу медью покрыть. А денег церковных в кармане – 1000 рублей».
В 2005 году на праздник Тихвинской иконы Божией Матери приехал Высокопреосвященнейший Владыка Евлогий, ныне митрополит Владимирский и Суздальский. Владыка за эти годы несколько раз приезжал в воскресенский приход.
По его молитвам и общими трудами, появились большие помощники. С 2005 года до сегодняшнего дня сделано немало: отремонтирован фасад, летняя часть храма, подготовлена для дальнейшей работы трапезная часть. Нашлись люди, которые пожертвовали на иконостас, о. Евгений (сам иконописец) лично выбирал и следил, как будут написаны иконы.
Установили колокола: 12 колоколов, самый большой 3800 кг. Правда, их воскресный звон можно услышать, к сожалению, не часто. Потому что звонарь должен тут быть и немного каскадером: сама колокольня не достроена, забираться на нее нужно по временной лестнице, прикрепленной к отвесной стене храма со стороны улицы, на площадке находиться тоже крайне опасно.
История продолжается… (2012)
После десяти лет напряженных трудов по возрождению храма уже очень многое было сделано, и, казалось, уже не за горами время, когда в воссозданных стенах возобновится богослужение, вновь поднимется под самый купол храма многоголосое стройное «Аминь». Но история в очередной раз сделала неожиданный поворот. Главный попечитель восстановительных работ, Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени В.Е. Войтовича, которому и принадлежал ранее пионерский лагерь на территории храма, перестал существовать. А вместе с его исчезновением у небольшой деревенской общины не осталось никаких средств не только к продолжению строительных работ, но даже и к поддержанию в сохранности недостроенного здания. В сентябре 2012 года Свято-Воскресенский приход был передан под попечительство Свято-Успенского храма г. Петушки, настоятель которого, благочинный Петушинского благочиннического округа, более года возглавлял и духовно опекал приход в с. Воскресенье.
Так же, реконструкция Храма не была бы осуществлена без помощи таких людей, как Елена Георгиевна Раткина и компания Интеркерамика, Андрей Владимирович Фехнер и его Творческих мастерских, иконописец Александр Михайлович Соколов, и, конечно же, без помощи Сергея Дмитриевича Лавниченко, директора вагонстроительного завода им Войтовича, без чьего непосредственного участия не смогли бы осуществиться реставрационные работы.
С ноября 2013 года в храме новый настоятель – свящ. Дмитрий Черепанов. Вместе с о.Дмитрием в приход пришли новые люди, которые сразу начали решать острые проблемы. Храм еще до конца не восстановлен, не утеплен, а дорогой иконостас уже установлен, и поэтому в храме надо поддерживать высокую температуру. Где найти средства на отопление, оплату электроэнергии, строительные материалы, рабочих?! Возникает множество «стандартных» вопросов, требующих нестандартного решения от любого деревенского прихода, особенно строящегося. Однако и в этих непростых условиях приход старается выполнять свое главное служение – свидетельствовать о том, что в храме небо соединяется с землей, и что подлинная жизнь начинается тогда, когда мы встречаемся с Жизнью Воскресшего Иисуса Христа — Победителя смерти.
Храм Светлого Христова Воскресения до и после восстановления