25 октября 2018 года в Покровском филиале Московского Педагогического Государственного Университета в рамках IV Епархиальных рождественских чтений состоялось заседание секции по работе с молодежью – «Молодежь: свобода и ответственность».
В конференции приняли участие секретарь Александровской епархии по связям с общественностью протоиерей Алексей Ануфриев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Александровской епархии протоиерей Артемий Исмайылов, руководитель богослужебного отдела Александровской епархии иерей Димитрий Черепанов, директор Покровского филиала МПГУ Л.В. Бойченко, кандидат психологических наук Алексей Васильевич Лызлов, студенты и преподаватели Покровского филиала МПГУ, жители города Покров.
Перед началом конференции ее участники собрались для совместной молитвы в Свято-Сергиевском храме Покровского филиала МПГУ. После молебна священник Димитрий Черепанов поздравил всех с началом Рождественских чтений, представил участников конференции и кратко сказал, что главная задача предстоящей конференции – попытаться ответить на вопрос «что есть человек?» с точки зрения современной психологии, социологии и православного богословия.
В приветственном слове директор филиала Л.В. Бойченко поблагодарила духовенство Александровской епархии за совместные мероприятия в стенах университета, а также за молебен перед конференцией и за богослужения в Свято-Сергиевском храме. Обращаясь к православным студентам университета, Л.В. Бойченко напомнила, что в России почти при каждом учебном заведении был храм, куда студенты ходили на богослужение, могли прийти и перед важными событиями в учебной жизни. Она призвала студентов деятельно знакомиться с духовным наследием Церкви и более активно участвовать в богослужениях, которые регулярно совершаются в домовом храме Покровского филиала МПГУ.
Протоиерей Артемий Исмайылов в своем вводном слове рассказал, что задачи светского образования и духовного становления человека во многом совпадают, это дает основание для сотрудничества и активного взаимодействия учебных заведений и Церкви.
Протоиерей Алексей Ануфриев в докладе «Восстановление личности человека как главная миссионерская задача Церкви» поставил перед слушателями проблему определения понятия «личность», которая возникает в разных областях знания: психологии, философии, литературе. Для ответа на вопрос, что же такое личность с точки зрения церковного учения и религиозно-философской мысли, были приведены высказывания современных богословов, а также яркие цитаты из сочинений русских религиозных философов.
В своем докладе Л.В. Бойченко обратила внимание на то, что сейчас мы очень часто слышим или говорим о свободе: свободе самоопределения, свободе творчества, свободе любви, но свободный выбор может повлечь за собой и трагические последствия – свобода выбрать насилие и смерть, как это недавно произошло в Керченском политехническом колледже. На примере жизни С. И. Фуделя, прожившего особую жизнь, значительная часть которой прошла в напряжении и тяжелых испытаниях, Людмила Васильевна провела мысль о том, что подлинная свобода дается только духовно развитой личности, готовой пожертвовать собой.
Канд.псих.н., доцент кафедры современных проблем философии РГГУ, зам. декана по науке факультета психологии Московского православного института святого Иоанна Богослова Алексей Васильевич Лызлов выступил с развернутым докладом на тему: «Миссионерский аспект осмысления тела в православной традиции». Алексей Васильевич начал свой доклад с постановки проблемы, почему тема телесности актуальна для миссионерского свидетельства. Многим кажется, что Церковь гнушается телесной стороной жизни. На уровне общего сознания складывается картина, что тело – это только то, что связано со страстями, хотя святые отцы учат, что корень страстей – в уме человека. Подобное понимание тела как «темницы души» характерно для восточных религий и древнегреческой философии, восходящей к идеям Платона о том, что тело привязывает к тленным и преходящим вещам, пленяет человека, поэтому от него нужно освобождаться, а философию даже называли упражнением в умирании тела.
Далее Алексей Васильевич последовательно показывал, что христианство говорит принципиально о другом: телесность включена в замысел Божий о человеке, а главное евангельское откровение прямо свидетельствует о воскресении тела. Тело дает человеку совершенно особое положение в этом мире. Благодаря телесности человек соединяет два мира: видимый и невидимый, материальный и духовный, и это дает возможность человеку исполнять свое предназначение в мире, быть со-творцом – созидать в нем абсолютно разные вещи: картины, строения, отношения с другими людьми, например, через дела милосердия, общение через речь, жесты и восприятия. Тело – храм Божий, о котором мы заботимся, как заботимся о чистоте и украшении здания храма. Мы понимаем, что в храме нельзя устраивать безобразие, поэтому Церковь благословляет проявление заботы о нашем теле, например, лечение с помощью медицинских средств, хотя и предупреждает: «попечения о плоти не превращайте в похоть» (Рим. 13, 14). Жизнь в Боге должна проявляться через тело, оно не должно быть препятствием в делании дел христианской любви.
На вопрос об «украшении тела» татуировками, Алексей Васильевич ответил, что настоящее творчество, доверенное человеку, раскрывает красоту Божьего мира, открывает новые, всегда неожиданные, его грани. Поэтому он предложил каждому верующему, кто задается вопросом о таком «украшении тела», прежде всего поразмышлять, раскрывает ли татуировка красоту Божьего мира, или напротив, является некоторым произвольным действием в отношении тела, нарушающим его природную гармонию.
С интересом был воспринят доклад, подготовленный студенткой 2 курса МПГУ направления «Юриспруденция» Кристиной Цой на тему: «Молодежная субкультура и вызовы современного общества». Доклад был посвящен вопросам о том, как формировалась молодежная субкультура, были раскрыты характерные черты и особенности популярных молодежных субкультур: геймеры, анимешники, готы и др. Была затронута проблема реакции молодежи на вызовы современного информационного мира. Ответы на них, по мнению студентки, находятся в плоскости не-функционального отношения к человеку: человеку необходимо «перестать быть «материалом для машин»».
Тема доклада прихожанки Свято-Воскресенского прихода Анастасии Юрьевны Ткачевой была сформулирована в виде вопроса: «Может ли верить человек полуобразованный?». Выступление было основано на книге «Диалоги (о вере и неверии)» известного священника эпохи Серебряного века, религиозного мыслителя о. Валентина Свенцицкого. Главная задача, которую ставит в этой книге о. Валентин, состоит в том, чтобы показать человеку с материалистическим мировоззрением, что «простота неверия кажущаяся». Он помогает такому человеку критически взглянуть на свою картину мира, усомниться в привычных суждениях о том, что реально, а что нереально, что важно в жизни, а что второстепенно, освободиться от гипноза утверждений типа «наука доказала», преодолеть предвзятость окружающего мира по отношению к религии. О. Валентин, отвечая на вопросы сомневающегося, пользуется двумя методами: один метод — логический, он ведёт за собой собеседника по логическому ряду, показывая к каким выводам может привести та или иная посылка. И второй метод — раскрывает само содержание истины, опираясь на внутренний опыт человека, вводит его в «живую реальность христианства».
Помимо докладов на конференции было выделено время для вопросов, высказываний и свободного обсуждения. Был вопрос о критериях, по которым мы отличаем «личность» и «не-личность». Преподаватель Университета предложила посмотреть на этимологию слова личность. Был вопрос, о какой свободе может идти речь, если мы постоянно чувствуем себя незащищенными, зависимыми от внешних вещей, политических и экономических кризисов и пр. После всех докладов и дискуссии о. Димитрий Черепанов подвел итоги этой конференции и предложил возможные темы для обсуждения на следующих рождественских чтениях.
Директор филиала Л.В. Бойченко пригласила студентов, гостей и участников секции на экскурсию в дом-музей С.И. Фуделя, открывшийся при филиале 07 марта 2018 года. Было радостно узнать, что в музей приезжают внуки и правнуки Сергея Иосифовича, привозят его личные вещи и книги, а музей за полгода после его открытия уже посетили многочисленные группы паломников из различных городов России и зарубежья.