В июне этого года прихожане храма д. Воскресенье провели двухнедельный летний лагерь для подростков и детей-дошкольников. Это событие стало плодом длительных размышлений о том, как помочь ребятам увидеть другое, «непотребленческое», отношение к жизни и окружающим людям. Обсуждалась организационная сторона лагеря, концепция воспитания детей; прихожане делились опытом, пытались нащупать пути воцерковления детей и выработать принципы и правила отношения взрослых к детям.
Отчет о работе летней воскресной школы для детей и подростков
С 6 по 20 июня 2015 г. на территории храма Святого Воскресения Христова в д. Воскресенье Петушинскогог благочиния проходил летний выезд воскресной школы для детей-дошкольников и подростков. Выезд был организован силами прихожан храма из окружающих городов, имеющих опыт общения и работы с детьми.
Основные задачи летней школы – вовлечь детей в церковную жизнь их родителей, найти какие-то формы взаимодействия, общения, формировать у детей ответственность за жизнь вокруг них и навыки помощи старшим и младшим, послушания, любви, прощения и внимания к окружающим и друг к другу.
Часто складывается так, что дети в семье невольно ставятся в центр жизни, все вертится вокруг них. На летнем выезде для детей были приняты некоторые нормы поведения, правила, на которые могли бы ориентироваться как дети, так и взрослые.
В течение всего выезда у детей был заранее установленный распорядок дня. Для подростков и старших детей каждый день включал ряд обязательных дел («послушаний»): на кухне, с младшими детьми, физический труд, также отводилось время на занятия, экскурсии, прогулку и свободное время. Расписание будущего дня обязательно проговаривалось с ребятами накануне, назначались дежурные по кухне и «дежурные» по младшим детям, которые должны были помогать взрослым следить за малышами на улице, играть с ними, помогать им мыть руки перед едой и пр. Дежурные по кухне в свое время накрывали на стол, убирали со стола, мыли посуду и т.д. Под руководством кого-то из вожатых дети трудились на территории храма и в приходском доме: выкладывали дорожку, делали детскую скамейку и крючки для одежды на веранде, влажную уборку в доме и т.д.
Помимо «послушаний», организаторы летней школы продумали и провели для подростков несколько тематических занятий по русской истории.
Первой из тем было время, история как последовательность событий: на ватмане дети рисовали луч времени, располагали на нем картинки прошлого, пытаясь определить, что к какому времени относится. На других занятиях речь шла о географии Древней Руси, о легендарном призвании варягов на Русь, о деятельности первых князей. Беседы о времени, об убийстве князем Олегом первых киевских князей Аскольда и Дира ради власти, о желании князя Игоря собрать отдельно от дружины дани больше положенного, о жестокой мести княгини Ольги за смерть своего мужа и о ее последующем крещении и т.д. должны были побудить детей задуматься о судьбе людей, живших до них, об их собственной жизни, являющейся лишь малым отрезком всемирной истории, о добре и зле, о правде и неправде в этом мире, о возможности покаяния и прощения.
Младшие дети практически каждый день были заняты творческими заданиями: рисование, поделки из бумаги и пластилина, совместное чтение, заранее подобранные в соответствии с возрастом и умениями.
Все ребята – и старшие, и младшие – регулярно участвовали в богослужениях. Конечно, само присутствие на службе непросто давалось детям, живущим в «активном» мире с его айпадами, гордостью и желанием все делать по-своему.
Жизнь детей на выезде подразумевала и совместный отдых: купание в местном озере, походы в лес за земляникой. Были организованы несколько поездок: на концерт инструментальной музыки в г. Покров, где выступали музыканты из Москвы; в Покровский краеведческий музей и музей шоколада; в Свято-Введенский островной монастырь около г. Покров, где у детей была возможность оценить по достоинству красоту храмовой архитектуры, очарование родной природы, а также нарисовать с натуры вид монастыря и познакомиться с житием ученика преп. Паисия Величковского – св. старца Клеопы, бывшего в XVIII в. настоятелем монастыря (выставка детских рисунков находится сейчас в трапезной при храме). Во время летней школы для детей были также организованы несколько киновечеров.
Важная часть распорядка – итоги, которые ответственный взрослый каждый вечер подводил с ребятами. Это был свободный разговор о том, что сегодня получилось хорошо, а что хотелось бы исправить, изменить; обсуждали конфликтные ситуации, если они происходили, вместе отвечали на возникшие вопросы или просто делились впечатлениями от прожитого дня.
В целом можно сказать, что дни летней воскресной школы были непростыми, но насыщенными и совершенно бесценными. Детям оказалось непросто жить вместе друг с другом и со взрослыми: спрашивать разрешения на какие-то вещи, вместо того чтобы по заведенному обычаю сделать так, как хочется, трудиться вместо отдыха и развлечений, попытаться уступить, не сердиться, т.е. не делать того, что в обычной мирской обстановке было бы естественной реакцией с их стороны на поведение окружающих людей.
Хочется надеяться, что летняя школа для младших детей и подростков стала важным опытом как для них самих, так и для всех взрослых участников.
Занятия в летней воскресной школе проходили 15 детей в возрасте 3-14 лет.
Список преподавателей
Старший за детскую работу – Завалишина Е.А.
Преподаватели: Ефремычева Е., Смитиенко О.А, Щелкунова Н.П., Черепанов Д.Д.
Предметы
Церковно-славянский язык
Знакомство с церковным богослужением
Подготовка к празднику свв. апп. Петра и Павла
История святости древней Руси
Рисование и мастерство
Фотографии