Андрей Борейко. Доклад на рабочем семинаре по подготовке Настольной книги катехизатора в Свято-Донском монастыре 2012 г.
Предисловие
Тема данного доклада – «Этапы духовного пути оглашаемых». Мы привыкли к тому, что катехизис состоит из набора глав, которые должны отражать основные истины веры – все то, что должен знать наученный христианин. И это, конечно, правильно. Вместе с тем, полезно иногда взглянуть на процесс оглашения несколько в другом ракурсе. А именно, что происходит с оглашаемыми за время их подготовки к крещению, к воцерковлению.
Возможно, меня поправят. Скажут, что оглашаемые бывают разные и духовный опыт каждого по-своему уникален. Это чистая правда, спорить тут не о чем. Тем не менее, я рискнул обобщить свои наблюдения, сделанные как в качестве помощника катехизатора, так и в качестве ведущего группы и выделить те основные этапы, которые проходит человек во время длительного оглашения. Что творится у него в душе, какие трудности он испытывает, какие нравственные и мировоззренческие решения ему приходится принимать.
Хотелось бы подчеркнуть две вещи. Во-первых, любое правило имеет свои исключения. Некоторые катехумены приходят на оглашение, уже перескочив через какие-то из описанных ниже этапов. У других могут быть какие-то личностные особенности, которые делают для них тот или иной этап неактульным или малосущественным. Во-вторых, каждый из этих этапов, однажды начавшись, хотя и уступает со временем место другому периоду в духовной жизни, но вместе с тем продолжает подспудно существовать и выходить на поверхность, в том числе и годы спустя.
Также хотелось бы оставить в стороне все проблемы миссии – то как человек впервые знакомится с христианским провозвестием, переживает быстрое обращение или медленную душевную метаморфозу прежде, чем стать катехуменом. Для простоты будем рассматривать ситуацию, когда человек уже проявил свой интерес к вере и Церкви, готов посещать огласительные беседы, хотя и не решил пока как далеко он готов пойти в этом выборе.
Подразумевается, что помимо встреч с катехизаторами в группах оглашаемые читают рекомендованные книги из Священного Писания, молятся дома (без жесткого правила) и по мере сил посещают синаксарные богослужения.
Этап 1. Снятие культурных барьеров
Итак, этап первый. Условно назовем его «Снятие культурных барьеров». Общеизвестна большая культурная дистанция между миром Библии и современной, в том числе постсоветской культурной ситуацией. Здесь не место и не время давать оценки последней. Тем не менее, этот серьезный разрыв в образном языке, в системе понятий и представлений – первая проблема, с которой приходится сталкиваться оглашаемым. Проблема эта усугубляется тем, что синодальный перевод Писания также создавался в иную культурную эпоху.
При первом последовательном прочтении, например, синоптических евангелий оглашаемые испытывают большие трудности в понимании бытовых ситуаций и буквального смысла высказываний, не говоря уже о сложном историческом, политическом и религиозном контексте. При этом далеко не все оглашаемые готовы выставлять себя в невыгодном свете, показывать свою «необразованность» и задавать «глупые» вопросы. Данная проблема особенно остра при первых встречах, когда люди еще мало знакомы друг с другом и с катехизаторами, часто скованы и настороженны.
Помимо трудностей чтения могут возникать вопросы о поведении в храме и о смысле богослужения. Как правило, в группе всегда найдутся люди, для которых адаптация к церковной обрядности связана с большими сложностями. Причем здесь имеет место не только языковой барьер, а также незнание содержания и структуры службы, но и трудности, обусловленные современными культурными стереотипами, как то: якобы особая «интимность» религиозной сферы, полное непонимание жертвы или невозможность символического ее выражения.
В этой ситуации катехизатору приходится решать две до некоторой степени взаимоисключающие задачи. С одной стороны, он должен поощрять оглашаемых задавать любые вопросы, которые помогут им прояснить прямой смысл евангельского текста или смысл происходящего в храме. С другой, он не должен чрезмерно увлекаться историко-культурными и тем более преждевременными догматическими комментариями, чтобы не уйти в сторону от темы и не оторваться от уровня восприятия оглашаемого.
Признаком успешного преодоления трудностей данного этапа служит переход от вопросов, связанных с языковыми, историческими и культурно-бытовыми реалиями, к вопросам о нравственном смысле читаемого текста. Естественно, что у разных катехуменов этот переход занимает разное время. У людей с гуманитарной подготовкой он происходит быстрее. У технарей, у людей без высшего образования и у пожилых людей – медленнее.
Из сказанного нетрудно догадаться, что смене характера вопросов предшествует как минимум одно (а лучше два и более) самостоятельное прочтения Евангелия, а также хотя бы однократное прочтение двух-трех учительных книг Ветхого завета (Причти Соломона, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, м.б. Псалтири).
Этап 2. Преодоление ложного морального пафоса
Как только оглашаемый начинает пробиваться через первые сложности в понимании языка Писания и Предания он наталкивается на следующий барьер. Причем барьер этот имеет более скрытый характер. Он менее очевиден, чем различие внешних культурных форм. Условно назовем его «моральным пафосом порядочного человека».
В современной гомилетической практике принято подчеркивать различие между нравственными устоями верующих, воцерковленных людей и разгулом безнравственности за стенами Церкви. Но если мы сравним не внутреннее духовно-нравственное состояние, а ценностные установки и требования, декларируемые вовне, то перед нами будет иная картина. Моральный пафос мира сего звучит громче и настырнее, чем нравственные внушения Церкви.
Иными словами, верующий человек будет меньше говорить о нравственности, но больше обращаться к Богу, как источнику этой нравственности, предъявляя высокие требования к самому себе. Для неверующего человека высшей ценностью зачастую является его персональный «нравственный закон» или убеждения его близкого круга. При этом требования моральной и нравственной чистоты могут с большой настойчивостью предъявляться к другим людям.
Именно эти особенности секулярного сознания вылезают наружу, когда до оглашаемых начинает доходить буквальный смысл текста Писания. Катехумены сразу начинают судить и ветхозаветных праведников и даже Самого Спасителя по привычным для них моральным меркам.
Эти моральные суждения, во-первых, могут расходиться с нравственным учением Церкви, во-вторых, они не учитывают историю спасения как длительный богочеловеческий процесс, в-третьих, они как правило основаны на ложной иерархии ценностей, где есть нравственный закон, но нет Законодателя, где нормы самоценны и за соблюдением нормы не стоит личное общение с Богом и людьми.
Задача катехизатора на данном этапе – терпеливо разъяснять оглашаемым, что за всяким соблюдением закона стоят личностные отношения с Законодателем, что Господь дает людям законы, уставы и правила в помощь и ограждение, что требования повышаются по мере нравственного взросления человека и человечества. Иначе говоря, необходимо переключать людей с зацикленности на отвлеченных правилах на подлинную цель христианской жизни как жизни с Богом. Надо показать, что закон – это не самоцель, а «детоводитель ко Христу» (Гал 3:24).
Естественно, что одним из плодов такой переоценки ценностей в какой-то момент может стать растерянность. Человек вдруг осознает свою «нравственную некомпетентность». Если не перегибать палку и не запугивать оглашаемых, то у них возникает известный вопрос: «что нам делать, мужи братия?» (Деян 2:37). И это означает наступление следующего этапа в их духовной биографии.
Этап 3. Взыскание воли Божией
Тем, кто слушал св. ап. Петра в день Пятидесятницы не надо было подробно растолковывать ответ на их вопрос. Апостол отвечает: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.» (Деян 2:38). Они, как и евнух царицы эфиопской (Деян 8:26-40), были наставлены в законе и пророках. Для них оглашением была вся предшествующая жизнь с еженедельным посещением синагоги и чтением писания.
Не так обстоит дело с нашими современниками. От оглашаемых до сих пор можно услышать расхожие мнения, что, мол, «Моральный кодекс строителя коммунизма» повторяет 10 заповедей. Также бездумно оглашаемые иногда повторяют «на все воля Божия», не различая божественного домостроительства, с одной стороны, и воли Божией о человеке, которая прямо выражена в библейских заповедях.
После того, как оглашаемый осознает несоответствие своих представлений с нравственным учением Церкви и получает некоторый опыт личной молитвы и благодатного ответа, наступает подходящее время для обсуждения ветхозаветных заповедей и заповедей блаженства.
В это время оглашаемые переходят от чтения учительных книг к книгам Исход и Второзаконие (т.е. именно тех, где изложены 10 заповедей и примеры их применения). Чтение Евангелия, за исключением Евангелия от Иоанна, продолжается на всех этапах. Готовность катехуменов вникать в смысл заповедей требует специальной серии встреч, где, помимо обычного прежде собеседования в режиме вопрос-ответ может присутствовать лекционная часть.
Кроме того, взыскание воли Божией открывает новые возможности для побуждения оглашаемых к более частому участию в богослужении. Катехизаторы, при поддержке священника, могут организовать совместное участие группы в богослужении – в храме или непосредственно на огласительной встрече. В последнем случае это может быть вечерня с разбором структуры службы, смысла и назначения основных последований и молитв.
Достойный результат данного этапа – решимость оглашаемого изменить свою жизнь, или, как минимум, привести ее в соответствия с основными нравственными норами. Это может быть регистрация «гражданского» брака или прекращение беззаконного сожительства, отказ от греховной привычки, от любой явной неправды в профессиональной и семейной жизни.
Без взыскания воли Божией и без соответствующей решимости к жертве, к изменению жизни человек хотя и может иногда перейти к следующим этапам, однако едва ли воспримет их сердцем. Более вероятно, что он просто в какой-то момент перестанет посещать огласительные встречи.
Этап 4. Последовательное научение
Когда оглашаемый в целом усвоил христианские нравственные требования и проникся решимостью менять свою жизнь, у него начинается период особой восприимчивости, открытости к усвоению более широкого круга вероучительных тем. Благодаря «разбору завалов» на предшествующих этапах эта новая информация не воспринимается им как набор произвольных абстракций, как это часто бывает с неподготовленными и тем более неверующими людьми.
Этот период особой открытости ума и сердца может продолжаться два-три месяца. Поскольку он сопряжен с усвоением большого объема систематизированной информации и требует дополнительных душевных усилий, очень желательно совмещать его с одним из многодневных постов, например, с Великим или Рождественским постом.
Это очень подходящее время для того, чтобы правильно расставить акценты пощения, указать оглашаемым на приоритетность духовных задач поста. В это время для них важны не столько пищевые ограничения (которые можно обозначить как возможные и даже желательные в определенном объеме), сколько неукоснительное посещение всех встреч и более частое участие в общественном богослужении.
В это время сердце и ум оглашаемых открыты для обсуждения большого круга вопросов. В общей сложности может быть рассмотрено полтора-два десятка тем, таких, как: сотворение мира и человека, грехопадение, Священная История, жизнь и проповедь Спасителя, Его смерть и воскресение, начало Церкви, христианская жизнь, кончина века, введение в таинства и другие темы.
Однако, специально делать акцент на догматах и таинствах Церкви на этом этапе не желательно. Гораздо важнее обеспечить преемственность с беседами на предыдущих этапах, опираться на уже имеющийся духовный опыт оглашаемого, на опыт чтения Писания. Господь дает оглашаемым особые силы для слушания, но их собственные возможности не безграничны.
Этап 5. Приобщение и первый опыт служения
И «нормальные» катехумены, то есть готовящиеся ко крещению, и ранее крещенные без подготовки люди должны рано или поздно перейти к полноценному и регулярному участию в таинствах Церкви.
Эта цель, как правило, слабо осознается оглашаемыми на предшествующих этапах. Люди ходят на встречи, знают, что идет процесс их воцерковления. Но для оглашаемого обычно не очень понятно в чем именно заключается церковность. Ему уже понятно, что Церковь не исчерпывается внешними формами, что видимая сторона обряда скрывает какое-то более глубокое событие. И, если все складывается правильно, у катехумена растет желание принять наконец участие в этом событии.
Поэтому катехизация не должна продолжаться дольше, чем это необходимо для осознанного вхождения в жизнь Церкви. Важно не «передержать» оглашаемого, когда он уже готов к последовательному научению и затем к разговору о таинствах, когда уже приняты нравственные решения и принесены какие-то личные жертвы.
В конец концов вся предыдущая работа катехизатора и оглашамых была подготовкой к Крещению (для одних членов) группы и к совместному Причастию на Евхаристии. Конечно, для ранее крещенных не всегда можно говорить о качественном переходе. Но когда человек приступает к Таинству не просто по совету добрых людей или потому, что «все православные так делают», а после систематического научения, серьезных усилий и совместно с новыми братьями и сестрами во Христе, то это не может не быть значительным событием в его духовной жизни.
Длительность данного периода зависит от ряда обстоятельств и может меняться от нескольких дней до нескольких месяцев. Если у катехизаторов нет возможности организовать ежедневное участие в богослужении и ежедневные же встречи, например, на Светлой седмице, то беседы о догматах и таинствах после Литургии могут проводиться в течении 2-3 месяцев. Это снижает духовное напряжение нововоцерковленных, но с другой стороны, позволяет задать новый ритм жизни, более спокойно и размеренно подойти к подготовке каждой темы: о Троице, о христологических догматах, об экклезиологии и подробно о каждом таинстве церкви.
В этот период времени в душе человека происходит интенсивная работа по соединению всего накопленного опыта с новыми знаниями с новым опытом участия в богослужении. Далеко не все вещи могут быть сразу осмыслены. Освоение языка догматов и символики таинств является достаточно сложной задачей даже для «христиан со стажем». Многие вещи слушатели воспринимают по принципу «клади в мешок, а там разберешь». Но эти немощи духовного младенчества искупаются особой атмосферой совместной молитвы и опытом глубоко переживаемого Причастия.
Заключение
Мы видим пять духовных этапов, которые так или иначе проходят большинство оглашаемых. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что эта периодизация основана на личных наблюдениях и не претендует на истину в последней инстанции. Наверное, более внимательный наблюдатель сможет выделить какие-то дополнительные моменты, обратит внимание на личностные особенности оглашаемых или на специфику той или иной возрастной, социальной или культурной группы. Православный человек не может исключать и того, что чудесным образом все эти метаморфозы кто-то сможет уместить в 2-3 обязательные беседы, предусмотренные в известном документе Межсоборного присутствия.
В основе данного доклада лежало желание обратить внимание священноначалия и практикующих катехизаторов на то обстоятельство, что содержание и длительность катехизации обусловлены не столько нашими привычками, пожеланиями и планами, сколько теми реальными изменениями, которые происходят в душе неофитов. Перед каждым оглашаемым лежит сложный духовный путь, о всех сложностях которого он, как правило, даже не подозревает. Наша задача помочь ему пройти по этому пути, не подгоняя, но и не задерживая, с чувством ответственности перед Богом и Церковью. Потому что все подлинное на этом пути – не от нас, но Божий дар. «Время сотворити Господеви».