Иван Иванович Артемов родился 25 марта 1877 года в селе Санино. После переезда в Москву он оставался членом «двадцатки» храма в родном селе и исполнял обязанности старосты1. Поскольку он был человеком практичным и деловым, односельчане обращались к нему за советом и помощью. Так, известно, что в 1922 году власти потребовали от церковной общины села Санино уплатить деньги за якобы украденные серебряные церковные вещи (которые на самом деле были после изъятия официально прихожанами выкуплены)2. Односельчане обратились к Ивану Артемову и его брату Василию за советом, приглашали приехать для проведения собрания общины в село.
В 1936 году районный исполком попытался отказать священнику храма Николаю Смирнову3 в регистрации, а храм закрыть якобы из-за того, что община распалась. Верующие собрали новую «двадцатку», куда вошел и Иван Артемов, написали жалобу в Ивановский облисполком и получили положительный ответ. 29 января 1936 года областная комиссия по вопросам культа обязала исполком зарегистрировать священника, а храм открыть и «и не чинить общине препятствий исполнять ее религиозные потребности»4.
Иван Артемов продолжал помогать приходу в честь Черниговской иконы Божией матери, относящегося тогда к Киржачскому району Ивановской Промышленной области: привозил вино для богослужения, свечи, деньги, которые собирал как пожертвования на храм среди рабочих в Москве.
Дома у себя он собирал группы рабочих, бывали у него священники и монашествующие. Гонимые священники и монахини жили у него не только в Москве, но и в деревенском доме в Санино. Например, у него ночевал священник Андрей Кошелев5, которому Иван Артемов хотел помочь добраться до места его служения.
Иван Иванович не скрывал своих убеждений, открыто говорил о необходимости защищать и поддерживать церковь не только с сослуживцами, но и с соседями по квартире. Неудивительно, что им заинтересовались органы НКВД и 22 августа 1937 года, в возрасте 60 лет, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве с обвинением по статье 58 п. 10 УК РСФСР «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти». Поводом для обвинения стало то, что он собирал у себя в комнате коммунальной квартиры «активных церковников», а на работе, в строительном тресте № 30, говорил с людьми о необходимости поддерживать церковь, собирал деньги и собранное отвозил в помощь храму6.
Иван Артемов виновным себя не признал. Обвинительные показания о его контрреволюционных высказываниях подписали его соседки Анна Пантелеевна Козлова и Марфа Мартыновна Березина. На основании этих показаний 7 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила Ивана Ивановича к расстрелу. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.
Канонизирован 17 августа 2004 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Источники и литература:
- ГАРФ. Ф. 10035, оп. 2, д. 19037.
- Дамаскин (Орловский), игумен. Мученик Иоанн (Артемов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии / Сост. архим. Дамаскин (Орловский). Дополнительный том 3. Тверь, 2005. С. 128-130.
- Артемов Иван Иванович // База данных новомучеников и исповедников веры Александровской епархии РПЦ. URL: http://podvigvery.ru/kniga-pamyati/ivan-artemov/.
Примечания:
- См. письмо одного из прихожан от мая 1922 года. ГАРФ, ф. 10035, д. 19037, лл. 8, 8об. ↩
- Дамаскин (Орловский), игумен. Мученик Иоанн (Артемов). URL: http://www.fond.ru/userfiles/person/976/1297888281.pdf (Дата обращения: 26.03.2019). ↩
- Архив УФСБ по Владимирской области, дело №П-341, т.1, л. 44, 48, 48об. ↩
- ГАРФ, ф. 10035, д. 19037, л. 10. ↩
- ГАРФ, ф. 10035, д. 19037, л. 20. ↩
- ГАРФ. Ф. 10035, д. 19037, л. 28 ↩