О жизни монахинь Александры и Матроны (Куликовых) из деревни Олехово (Владимирская область) после закрытия монастырей

В рамках исследовательской работы по истории церкви ХХ века, прихожане Свято-Воскресенского храма д. Воскресенье Петушинского района Александровской епархии собирают документы, касающиеся истории Прихода. Изучая следственное дело священника прихода Воскресенской церкви иерея Дмитрия Петровича Никольского, арестованного в сентябре 1938 г., они встретили имена двух монахинь, проживавших в деревне Олехово1. Дмитрий Петрович на допросе сообщает2, что “опирался до 1938 года на монахинь, проживающих в д. Олехово Александру Ивановну и Матрону Ивановну Куликовых”.

Как записано в протоколе, они “вели контрреволюционную деятельность…, обрабатывая не только взрослых, но и детей школьного возраста, привлекая их к себе в дом внушали антисоветские взгляды”. Дмитрий Петрович упоминает так же, что они общались с Михаилом Соловьевым3. Обращение их к Михаилу Соловьеву, как следует из материалов дела, было связано с тем, что Никольский высказал им свое намерение перейти к епископу Алексию (Сергееву)4: “перейти к автокефалии и подчиниться епископу Ивановскому и Владимирскому Алексию”.

Оказалось, что монахини Куликовы (монашеские имена их пока неизвестны) двоюродные бабушки одного из прихожан храма, который доводится им двоюродным внуком. Основные факты их биографии еще требуют документальной проверки, но вот что удалось узнать по воспоминаниям родных.

Александра Ивановна Куликова, девица из крестьянской семьи, 1870 г.р. пережив в юности личную драму, обратилась к старцу, который благословил ее идти в монастырь. Вслед за ней в монастырь отправилась ее младшая сестра Матрона, которая была ее лет на 10 младше. По семейным воспоминаниям должно было это произойти около 1894 года. Как рассказывают внуки, постриг сестры приняли в Алексеевском монастыре в Москве. У сестер Куликовых были красивые голоса. Александра исполняла в монастыре клиросное послушание, какое-то время была регентом. Матрона обладала художественным дарованием, ее обучили иконописи.

После закрытия монастырей им пришлось вернуться на родину, муж их третьей младшей сестры Марии Ивановны Иван Сергеевич Краснов купил им в деревне маленький домик, где они поселились и прожили до конца своей жизни.

По воспоминаниям внука, который жил у них летом подолгу в конце 50-х годов, жили они бедно и просто. Электричества не было, зажигали керосиновые лампы: «сидишь бывало впотьмах…». Стены были оклеены всякими необычными «картинками»: старичок кормит медведя, голова страшная на блюде… Мальчик не знал, что это иконы, а бабушки молчали, ничего такого ему не рассказывали. Позже он узнал, что это иконы: «Вся стена была оклеена, что-то они, возможно, брали из монастыря на хранение». При детях они никогда не молились.

Жили они тихо, незаметно, и как часто бывает, жизнь их обрастала легендами среди односельчан.

Про бабу Матрешу говорили, что она любила в лес ходить, всегда приходила с грибами, с ягодами, черники набирала корзинку, даже в неурожай. Пекли пироги черничные. Деревенские хотели подсмотреть. Следили за ней. Подойдет она к повороту — перекрестилась и нету ее.

Бабушки они были внешне очень разные. Баба Матреша была попроще. Дети ее не так побаивались, как бабу Сашу. Та была кремень, страшно было к ней подойти. Она обладала какой-то силой, ее уважали в деревне. Рассказывали, что она могла подойти к группе гуляющей советской молодежи и строго сделать им замечание: «праздник сегодня большой — расходитесь, мол, по домам» — ее слушались. В храм села Воскресенского они ходили пешком через лес по болоту напрямик около трех километров.

После закрытия храма ходить пришлось еще дальше — в деревню Горки. Храма там не было, службу справляли потихоньку у кого-то дома.

После войны сняли с должности директора местной школы. Кто-то «стукнул», что он с монахинями «пел псалмы». В 1930-е годы их, по сохранившемуся в семье преданию, арестовывали, но вскоре отпустили.

Дожили сестры-монахини почти до ста лет, скончались в 1960-е годы. Похоронены на кладбище при Воскресенской церкви.

Когда баба Матреша умерла, племянница ее Маргарита Климакова приехала с севера, где они работали с мужем, на похороны. Она увидела бедный, заброшенный дом, утварь в доме — скромная. Жители думали, что у них там монастырские богатства, искали сокровища, даже полы взламывали, перекапывали все. Кое-какие иконы успели передать родственникам.

Большая редкость, когда родственники священников, монашествующих, подвергшихся в советские годы гонениям и притеснениям хранят воспоминания о своих отцах и матерях.

Часто из-за страха старшие молчали и до самой смерти ничего не говорили ни детям, ни внукам. О хранении фотографий и документов даже не думали — все сжигали. Тем более удивительно, что внуки Александры и Матроны сохранили о них живую и теплую память. Свет, исходивший от сердец сестер согревал людей вокруг так, что даже родственники коммунисты, если и не разделяли их веры, уважали ее и никогда не позволяли себе произнести о них презрительного слова.

Примечания:

  1. В настоящее время бывшая деревня Олехово объединена с деревней Панфилово.
  2. Архив УФСБ по Владимирской обл., дело П-341, т. 1, л. 49об
  3. Вероятно, имеется в виду священник села Овчинино Михаил Николаевич Соловьев, арестованный осенью 1938 г. вместе с Дмитрием Никольским.
  4. С 14 сентября 1937 года — епископ Ивановский. В 1938 году отошел от митрополита Сергия: после того как он увидел в советских газетах имя патриаршего местоблюстителя среди «шпионов и диверсантов», он поспешил объявить о разрыве с ним и провозгласил «автокефалию» в Иванове. В 1939 году запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали: митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Алексий (Симанский), архиепископ Палладий (Шерстенников) (сообщено архиепископом Палладием, город Саратов). В начале 1933 года архм. Алексей (тогда) подал в правоохранительные органы сведения о том, что при храме преподобного Сергия созданы нелегальный монастырь и духовная академия, и во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека — священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик Феодор (Богоявленский).https://drevo-info.ru/articles/1212.html