Проповедь в воскресный день, недели 18-ой по Пятидесятнице

«БЛАЖЕННЕЕ ДАВАТЬ, НЕЖЕЛИ ПРИНИМАТЬ»  (Деян 20:35)

Чтения за литургией: 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11; Лк., 26 зач., VI, 31-36.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мне хотелось бы обратить внимание на то, как созвучно оказалось апостольское послание, взятое из второго Послания ап. Павла к Коринфянам, евангельскому чтению, где говорится о том, что значит быть христианином.

Особенно хочется подчеркнуть, что все эти слова из Евангелия и из Послания апостола глубоко связаны с Евхаристией. Слово «евхаристия» для нас, с одной стороны, привычное, а, с другой, незнакомое, хотя бы потому, что слово это греческое. И, как всякое иностранное слово, оно плохо связывается у нас с жизнью.

Сегодняшнее чтение как раз подчеркивает его совершенно особенное значение, ведь Евхаристия – одно из главных понятий нашей христианской жизни. Евхаристия лежит в центре этой жизни, все мы это прекрасно понимаем, чувствуем, интуитивно осознаем, однако это и самое трудное для человека.

Слово «евхаристия» в переводе с греческого – благодарение. И тут возникают внутренние вопросы. Мы собираемся вместе для того, чтобы благодарить Бога.  Более того, когда мы начинаем вслушиваться в слова евхаристического канона – стержня литургии – встречаем там слова: «жертва хвалы», «бескровная жертва». Мы участвуем в бескровном жертвоприношении: что же мы приносим, что отдаем? Зачастую мы даже не понимаем, что же нам нужно сделать: можем спеть вместе слова молитв, можем принести в жертву свое время, оторвать от себя, от своих дел эти два с половиной часа на богослужение. Очень часто мы именно так и воспринимаем эти слова. Но все это становится каким-то неживым, бесплотным, и почти непонятно, что же на самом деле мы приносим в жертву Богу.

Если пойти еще дальше, то мы увидим определенные понятия, которые тоже становятся для нас повседневными, но тоже не до конца понятыми. Например,  вы получаете в конце литургии просфоры, а перед ее началом служится проскомидия, где эти просфоры используются, вынимаются из них частицы во время особого поминовения все святых: есть девятичинная просфора, особая просфора Богородичная, отдельная для живых и для усопших членов Церкви. Слово «просфора» тоже греческое, означает оно «приношение». Оказывается, по смыслу, просфора – это не то, что мы получаем, а то, что приносим. В древности, когда совершалась евхаристия, она совершалась на трапезе Церкви и все члены Церкви приносили на нее продукты, т.е. каждый что-то приносил в собрание, и это ставили на стол. Из лучших приношений отбирался агнец – центр евхаристии, отбиралось лучшее вино, над которым произносились молитвы благодарения. Просфоры – это то, чем мы можем поделиться друг с другом на нашем совместном предстоянии.

Ап. Павел идет еще дальше. Когда мы начинаем изучать историю церкви, а ее начало описано в книге Деяний святых апостолов, то мы встречаем такое обстоятельство: после сошествия Духа Святого на учеников, люди испытали особое вдохновение, связанное и с особыми дарами, например, даром языков, когда ученики стали понимать других, независимо от того, на каком языке эти люди говорили. Открылось взаимное проникновение, ученики стали едиными и решили закрепить это единство не только словами, но и устроить совместную жизнь. Они продавали свои имения, сейчас бы сказали недвижимость, и на вырученные от продажи деньги стали жить вместе. Они полагали, что такое состояние не может быть долгим, оно предваряет пришествие Господа, второе пришествие Иисуса Христа. Поэтому нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эти дары, это единство, радость, и готовы были ради этого пожертвовать всем, что имели, прежде всего, своим имуществом. Они устраивали помощь нуждающимся, для этого были служители – дьякона, которые заботились о физической стороне жизни членов собрания: одежда, еда, все необходимые вещи для жизни в этом мире.

Но проходили годы, а второе пришествие все никак не состоялось, а жить нужно было дальше, каждый день есть и менять одежду. Возникла очень острая и очень простая проблема для иерусалимской церкви: им требовались материальные средства для жизни. И тогда апостолы стали собирать помощь для иерусалимской общины у тех поместных церквей, которые ими же самими, апостольской проповедью, миссионерскими трудами, были основаны. В частности, сбором средств очень активно занимался ап. Павел, который призывал коринфян (и всех христиан других поместных церквей) приносить приношения в Иерусалим, т.е. собирать деньги и другие ценности для помощи иерусалимским христианам.

То место, которое мы читаем в сегодняшнем апостольском послании, напрямую связано с этими обстоятельствами. Мысль апостола Павла состоит в следующем: пожертвование, которое коринфяне делают иерусалимской общине, и есть то «приношение», служение, та жертва, которую приносят эти люди для церкви. Это и есть основание для литургии. Ап. Павел пишет: «кто скупо сеет, тот скупо и пожинает», т.е. кто не готов поделиться материальным, никогда не получит и духовного. В Деяниях Святых Апостолов есть слова Христа, не вошедшие в Евангелие, но дошедшие до нас через ап. Павла: «блаженнее давать, нежели принимать».

Мы привыкли приходить на Евхаристию, чтобы что-то получить: ответ на наши молитвы, какие-то дары – получить что-то от Бога. Оказывается, что смысл в другом: мы приходим не для того, чтобы принять, а чтобы привнести. И чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем от Бога. Закон духовной жизни именно в этом – научиться отдавать, не искать своего. Простой закон, но как трудно мы его вмещаем!

Ап. Павел продолжает: «каждый пусть дает столько, как он решил в сердце, не с огорчением и не по принуждению…». Как трудно поделиться своим! Мы хорошо понимаем, насколько трудно нам это сделать! Ап. Павел говорит о самых простых вещах: не жалейте то, что вы отдаете «ибо доброхотно (радостно) дающего любит Бог».

И эта мысль перекликается с тем евангельским отрывком, который мы читали сейчас. Кто отдает, желая получить назад, тот поступает как делают люди мира сего, которые готовы помочь, отдать, но только не в ущерб себе, не переставая думать о себе. И Господь говорит, что в таком поступке нет ничего особенного, так поступает множество людей, поэтому «какая вам за то благодарность?». «Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым».

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век». Бог наполняет сердце верного Ему человека особой силой. Мы называем это благодатью. Можно сказать, что это  — сама жизнь. Человек, который отдает свое, получает от Бога – жизнь! Она проявляется, прежде всего, во внутреннем пространстве, когда человеку становится жить легко и радостно, даже не смотря на обстоятельства. Этим наполнены и все заповеди блаженств: вы можете оказаться в самых тяжелейших условиях, вы можете быть нищими (без материальных средств), можете скорбеть, болеть, на вас могут ополчиться люди, вас могут злословить и даже убивать, — все это не разрушит того внутреннего устроения, которое созидает Господь. Даже среди всех гонений вы будете испытывать особую радость и особое вдохновение, потому что Бог прибывает с вами. В этом несовершенном мире вы будете уже причастны Ему. Но вас ждет еще и особая награда в жизни вечной – это радость Богообщения, и этой радости никто не может отнять: никакой человек, никакой дух, никакие силы. Об этом и говорит ап. Павел. Если вы научитесь отдавать, то получите источник жизни, источник радости, который будет прямым действием Божией силы.

«Подающий же семя сеющему и хлеб в пищу…» — речь идет об Источнике всего блага, о Боге, о Творце. Он дает нам воздух, свет и все обстоятельства жизни в конечном итоге от Него. И Тот, Кто подает «хлеб в пищу», Он «даст обилие посеянному вами и возрастит плоды вашей праведности». Т.е ваши усилия не пропадут, они принесут плод особый, плод духовный.

«Вы во всем обогащаетесь на всякую щедрость, которая производит через нас благодарение Богу». Вот тут это слово «благодарение» по-гречески и звучит как «евхаристия». Т.е ваша евхаристия будет принята и наполнена Божией благодатью, когда вы научитесь и станете все это совершать, «ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу».

У меня тут два текста: греческий и русский. В русском переводе: «потому что дело этого служения не только содействует восполнению недостатка у святых в Иерусалиме, но и изливается в обильных благодарениях Богу». В греческом же тексте здесь употреблено слово «литургия». Служение, которое кажется нам просто делом: собрать деньги и передать другим христианам, для ап. Павла является литургией. Это не его личное представление, понятие «литургия» было взято христианами из обстоятельств жизни того времени. В буквальном смысле «литургия» означала особый налог, который жители города добровольно собирали на нужды всего города: это могла быть постройка дорог, моста через реку, снаряжение корабля, война или какие-то другие общие нужды. Невозможно делать эти дела в одиночку, нужно объединить усилия, договориться и добровольно принести каждому свое «приношение», свою «просфору» — из которых и созидается общее дело.

Ап. Павел говорит, что служение святым в Иерусалиме и есть совместная литургия, совместное дело. Понятно, что в разные времена, в разных обстоятельствах эта «литургия» будет выражаться по-разному. Это может быть строительство храма, созидание каких-то других вещей: благотворительность, воспитание детей, которые всегда при нас и нуждаются во внимании, и пр. Все это наше совместное действие по устроению жизни Церкви есть Богослужение. Мы служим Богу не только в алтаре, но в любом месте, если мы живем по Его заповедям, Его словам, к которым я еще раз возвращаюсь: будьте щедры – говорит Господь. И именно этим вы обретете близость к Творцу, который щедр, милостив, свят!

Аминь!