Руфицкий Сергей Михайлович (1884 —1937)

Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.

Ф.М.Достоевский

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК РУФИЦКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧВ истории не раз случалось так, что какая-либо идея (например, идея справедливости, равенства, свободы) принималась за истину, ради которой люди были готовы погибнуть или уничтожить несогласных с ними. Но всегда оставались те, кто знал и проповедовал только одну истину, ради которой распялся Христос. К последним относится о.Сергий Руфицкий, священномученик и исповедник православной веры, претерпевший ожесточенные гонения за веру Христову и мужественно стоявший за неё.

Сведения о семье

Сергей Михайлович Руфицкий родился 6 августа 1884 года в селе Ельцыно Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника Михаила Ивановича Руфицкого. Семья насчитывала 11 детей: пять дочерей и шесть сыновей. Сергей был девятым ребенком. О братьях известно, что все шестеро окончили Владимирскую Духовную семинарию, в списках воспитанников которой фамилия Руфицких упоминается с 1750 года. Младшие братья — Иван (1885 г.р.) и Алексей (1889 г.р.), — священниками не стали. Четверо старших — Василий (1869 г.р.), Михаил (1873 г.р.), Александр (1874 г.р.), Сергей (1884 г.р.) — продолжили династию священнослужителей Русской Православной Церкви и во время гонений на Церковь пострадали за веру. О.Василий и о.Александр были арестованы в 1930 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и скончались в трехлетней ссылке в Северном крае. О.Михаил был обвинен по ст. 58, пп. 2, 6, 7, 8, 10, 11 УК РСФСР и расстрелян 2 октября 1937 г. как «участник контрреволюционной повстанческо-террористической организации духовенства». Не более чем через два месяца по обвинению в антисоветской агитации был арестован о.Сергий и  27 ноября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.
Участь братьев-священников не поколебала его готовности свидетельствовать о вере и оставаться до конца членом Церкви Христовой.

Жизненный путь

Семья Сергея Михайловича

Священник Сергий Руфицкий с матушкой Софьей и дочерью Ниной

О жизненном пути священномученика имеются скупые сведения1. После окончания Владимирской духовной семинарии с 1904 по 1907 гг. Сергей Михайлович Руфицкий служил учителем Копнинского начального училища Покровского уезда, затем, с 1907 по 1919 гг., был настоятелем в храме Казанской иконы Божией Матери села Седиково. В этом селе родились старшая и средняя дочери — Нина (1908 г.р.) и Вера (1912 г.р.). В 1919 году Сергей Михайлович был назначен на место вышедшего на пенсию настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Иваново-Прозоровских, того самого храма, в котором много лет служил его отец. В этом селе Руфицкие прожили до самой смерти о.Сергия, до осени 1937 года. Здесь в 1922 г. родилась младшая дочь — Мария.

Братья священники

Братья Руфицкие: Сергей, Василий и Александр в кругу близких людей.

 

Согласно статье 65 Конституции РСФСР 1918 года С.Руфицкий был лишен избирательных прав как лицо духовного звания. «Лишенцы» либо не получали продуктовых карточек, либо получали по низшей категории, они платили налоги в существенно большем размере, чем другие граждане. «Лишенцам» не полагалась пенсия. Их детям затруднительно было получить образование выше начального. Также сложно обстояло дело с устройством на работу,поскольку в анкетах, заполняемых при приёме, сохранялся пункт «лишались ли права голоса, когда и за что»2.

Гонения на церковь

В начале 30-х годов произошло тревожное и печальное событие для прихожан храма: с колокольни сбросили колокола. Подробностей события не сохранилось. Известно только, что сразу после этого отец Сергий начал ремонт колокольни.

 

Отношения с Рудаковым

Почти два десятка лет в храме вместе с о.Сергием служил псаломщиком Дмитрий Иванович Рудаков. Начавшиеся в 1930-е годы гонения они претерпевали вместе. От предложения власти оставить службу в храме категорически отказались. Когда же в 1931 году Дмитрия Ивановича арестовали и лишили свободы на 3 года, отец Сергий помогал жене и детям Дмитрия Ивановича. После возвращения Дмитрий Иванович вновь приступил к обязанностям псаломщика в Тихвинском храме. Священник Олег Митров пишет, что гонения еще больше сблизили их и они много времени проводили вместе, службу в храме совершали неукоснительно и что, по воспоминаниям близких, церковная молитва в последние годы перед их арестом стала особенно сосредоточенной3.

Арест и следствие

Священник Сергий и псаломщик Рудаков были арестованы одновременно  вечером 17 ноября 1937 года, сразу после всенощного бдения, и препровождены в Таганскую тюрьму. 
Из следственного дела известно, что за 5 дней до ареста, 12 ноября 1937 г., следователь допросил крестьянина-бедняка Батурина Александра Семеновича (1870 г.р. 67 лет), жителя села Иваново, работавшего сторожем в Покровском сельпо, и Сальникова Михаила Гавриловича (1876 г.р.), их односельчанина, колхозника из середняков. Батурин показал, что священник проводил активную контрреволюционную агитацию и на проповеди в храме говорил следующее: “Всему народу надоела советская власть, и мне тоже она не нравится. Если же начнется война, я буду помогать фашистам душить коммунистов, и, если же мне попадутся под руку Сталин и его товарищи, я ему отмахну топором голову”.
Кроме этого, Батурин подписал показания о том, что Сергий Руфицкий называл сталинскую конституцию лживой, “она создана для обмана рабочего класса, т.е. для того, чтобы отвлечь народ от восстания против соввласти”.
Сальников также дал свидетельские показания, обвиняющие Руфицкого в контрреволюционной деятельности:
“Руфицкий Сергей Михайлович враждебно настроен к существующему совстрою. Часто среди населения высказывает свои контрреволюционные настроения. Весной 1937 г., находясь в группе колхозников, Руфицкий заявлял: соввласть понасажала везде колхозы, а толку в них никакого нет. В колхозах власть только что и знает грабить честных колхозников. Нужно всем бежать из колхозов, пусть они разваливаются. В начале июля по вопросу расстрела банды шпионов Тухачевского и др. Руфицкий заявлял: “Большевики совсем стали с ума сходить. Своих людей как Тухачевского стали расстреливать. В общем, соввласть стала сейчас пачками расстреливать хороших людей, именуя их шпионами. Но погодите, чекисты, Ежов и вся советская к/р (ругань) будет нами вся повешена и перестреляна”.
Насколько точно переданы слова Сергия Руфицкого, судить трудно. Но они свидетельствуют о неравнодушном отношении к тому, что творилось в стране.
Единственный допрос священника состоялся 19 ноября 1937 года. Следователь пытался добиться признания в антисоветской агитации. О. Сергий отказался признать себя в чем-либо виновным. По-видимому, он не назвал ни одного имени: в анкете из следственного дела нет сведений даже о его супруге и детях. Скорее всего, о. Сергий, опасаясь за их судьбу, скрыл их существование, пользуясь отсутствием записей в паспорте. 
Следствие проводилось с поспешностью: уже через четыре дня после ареста — 21 ноября — тройка НКВД вынесла решение о ВМН, а 27 ноября священник Сергий вместе с псаломщиком храма Дмитрием Рудаковым были расстреляны на Бутовском полигоне вместе с другими 159 приговоренными к смерти, среди которых было еще 14 священников и священнослужителей.
30 июня 1989 г. Прокуратурой Московской области о.Сергий был реабилитирован. 18 августа 2004 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви прославлен как священномученик. 

 

Литература

  1. ГА РФ, ф. 10035, оп. 2, д. 19340. [Следственное дело С.М.Руфицкого].
  2. База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. [Электронный ресурс]:  http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
  3. Руфицкий Сергей Михайлович, протоиерей, священномученик // Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. [Электронный ресурс]: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7844/
  4. Памятный сайт Н.А. Руфицкого. Родословная.  [Электронный ресурс]: http://nikruf.ru/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F.html
  5. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.) // Сибирская Заимка [Электронный журнал]: http://zaimka.ru/soviet/krasiln1.shtml
  6. Малицкий Н.В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750-1900 гг. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1902.
  7. Митров О., свящ. Священномученик Сергий (Руфицкий) и мученик Димитрий (Рудаков) // Жития новомучеников и исповедников российских XX века / Сост. архим. Дамаскин (Орловский). [Электронная версия]: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitija-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskih-xx-veka/227.

Примечания:

  1. Малицкий Н.В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750-1900 гг. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1902.
  2. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.). [Ссылка: http://zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1.shtml]. 
  3. Жития новомучеников и исповедников российских XX века / Сост. свящ. Олег Митров.