Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Ф.М.Достоевский
В истории не раз случалось так, что какая-либо идея (например, идея справедливости, равенства, свободы) принималась за истину, ради которой люди были готовы погибнуть или уничтожить несогласных с ними. Но всегда оставались те, кто знал и проповедовал только одну истину, ради которой распялся Христос. К последним относится о.Сергий Руфицкий, священномученик и исповедник православной веры, претерпевший ожесточенные гонения за веру Христову и мужественно стоявший за неё.
Сведения о семье
Сергей Михайлович Руфицкий родился 6 августа 1884 года в селе Ельцыно Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника Михаила Ивановича Руфицкого. Семья насчитывала 11 детей: пять дочерей и шесть сыновей. Сергей был девятым ребенком. О братьях известно, что все шестеро окончили Владимирскую Духовную семинарию, в списках воспитанников которой фамилия Руфицких упоминается с 1750 года. Младшие братья — Иван (1885 г.р.) и Алексей (1889 г.р.), — священниками не стали. Четверо старших — Василий (1869 г.р.), Михаил (1873 г.р.), Александр (1874 г.р.), Сергей (1884 г.р.) — продолжили династию священнослужителей Русской Православной Церкви и во время гонений на Церковь пострадали за веру. О.Василий и о.Александр были арестованы в 1930 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и скончались в трехлетней ссылке в Северном крае. О.Михаил был обвинен по ст. 58, пп. 2, 6, 7, 8, 10, 11 УК РСФСР и расстрелян 2 октября 1937 г. как «участник контрреволюционной повстанческо-террористической организации духовенства». Не более чем через два месяца по обвинению в антисоветской агитации был арестован о.Сергий и 27 ноября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.
Участь братьев-священников не поколебала его готовности свидетельствовать о вере и оставаться до конца членом Церкви Христовой.
Жизненный путь
О жизненном пути священномученика имеются скупые сведения1. После окончания Владимирской духовной семинарии с 1904 по 1907 гг. Сергей Михайлович Руфицкий служил учителем Копнинского начального училища Покровского уезда, затем, с 1907 по 1919 гг., был настоятелем в храме Казанской иконы Божией Матери села Седиково. В этом селе родились старшая и средняя дочери — Нина (1908 г.р.) и Вера (1912 г.р.). В 1919 году Сергей Михайлович был назначен на место вышедшего на пенсию настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Иваново-Прозоровских, того самого храма, в котором много лет служил его отец. В этом селе Руфицкие прожили до самой смерти о.Сергия, до осени 1937 года. Здесь в 1922 г. родилась младшая дочь — Мария.
Согласно статье 65 Конституции РСФСР 1918 года С.Руфицкий был лишен избирательных прав как лицо духовного звания. «Лишенцы» либо не получали продуктовых карточек, либо получали по низшей категории, они платили налоги в существенно большем размере, чем другие граждане. «Лишенцам» не полагалась пенсия. Их детям затруднительно было получить образование выше начального. Также сложно обстояло дело с устройством на работу,поскольку в анкетах, заполняемых при приёме, сохранялся пункт «лишались ли права голоса, когда и за что»2.
Гонения на церковь
В начале 30-х годов произошло тревожное и печальное событие для прихожан храма: с колокольни сбросили колокола. Подробностей события не сохранилось. Известно только, что сразу после этого отец Сергий начал ремонт колокольни.
Отношения с Рудаковым
Почти два десятка лет в храме вместе с о.Сергием служил псаломщиком Дмитрий Иванович Рудаков. Начавшиеся в 1930-е годы гонения они претерпевали вместе. От предложения власти оставить службу в храме категорически отказались. Когда же в 1931 году Дмитрия Ивановича арестовали и лишили свободы на 3 года, отец Сергий помогал жене и детям Дмитрия Ивановича. После возвращения Дмитрий Иванович вновь приступил к обязанностям псаломщика в Тихвинском храме. Священник Олег Митров пишет, что гонения еще больше сблизили их и они много времени проводили вместе, службу в храме совершали неукоснительно и что, по воспоминаниям близких, церковная молитва в последние годы перед их арестом стала особенно сосредоточенной3.
Арест и следствие
Священник Сергий и псаломщик Рудаков были арестованы одновременно вечером 17 ноября 1937 года, сразу после всенощного бдения, и препровождены в Таганскую тюрьму.
Из следственного дела известно, что за 5 дней до ареста, 12 ноября 1937 г., следователь допросил крестьянина-бедняка Батурина Александра Семеновича (1870 г.р. 67 лет), жителя села Иваново, работавшего сторожем в Покровском сельпо, и Сальникова Михаила Гавриловича (1876 г.р.), их односельчанина, колхозника из середняков. Батурин показал, что священник проводил активную контрреволюционную агитацию и на проповеди в храме говорил следующее: “Всему народу надоела советская власть, и мне тоже она не нравится. Если же начнется война, я буду помогать фашистам душить коммунистов, и, если же мне попадутся под руку Сталин и его товарищи, я ему отмахну топором голову”.
Кроме этого, Батурин подписал показания о том, что Сергий Руфицкий называл сталинскую конституцию лживой, “она создана для обмана рабочего класса, т.е. для того, чтобы отвлечь народ от восстания против соввласти”.
Сальников также дал свидетельские показания, обвиняющие Руфицкого в контрреволюционной деятельности:
“Руфицкий Сергей Михайлович враждебно настроен к существующему совстрою. Часто среди населения высказывает свои контрреволюционные настроения. Весной 1937 г., находясь в группе колхозников, Руфицкий заявлял: соввласть понасажала везде колхозы, а толку в них никакого нет. В колхозах власть только что и знает грабить честных колхозников. Нужно всем бежать из колхозов, пусть они разваливаются. В начале июля по вопросу расстрела банды шпионов Тухачевского и др. Руфицкий заявлял: “Большевики совсем стали с ума сходить. Своих людей как Тухачевского стали расстреливать. В общем, соввласть стала сейчас пачками расстреливать хороших людей, именуя их шпионами. Но погодите, чекисты, Ежов и вся советская к/р (ругань) будет нами вся повешена и перестреляна”.
Насколько точно переданы слова Сергия Руфицкого, судить трудно. Но они свидетельствуют о неравнодушном отношении к тому, что творилось в стране.
Единственный допрос священника состоялся 19 ноября 1937 года. Следователь пытался добиться признания в антисоветской агитации. О. Сергий отказался признать себя в чем-либо виновным. По-видимому, он не назвал ни одного имени: в анкете из следственного дела нет сведений даже о его супруге и детях. Скорее всего, о. Сергий, опасаясь за их судьбу, скрыл их существование, пользуясь отсутствием записей в паспорте.
Следствие проводилось с поспешностью: уже через четыре дня после ареста — 21 ноября — тройка НКВД вынесла решение о ВМН, а 27 ноября священник Сергий вместе с псаломщиком храма Дмитрием Рудаковым были расстреляны на Бутовском полигоне вместе с другими 159 приговоренными к смерти, среди которых было еще 14 священников и священнослужителей.
30 июня 1989 г. Прокуратурой Московской области о.Сергий был реабилитирован. 18 августа 2004 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви прославлен как священномученик.
Литература
- ГА РФ, ф. 10035, оп. 2, д. 19340. [Следственное дело С.М.Руфицкого].
- База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. [Электронный ресурс]: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
- Руфицкий Сергей Михайлович, протоиерей, священномученик // Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. [Электронный ресурс]: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7844/
- Памятный сайт Н.А. Руфицкого. Родословная. [Электронный ресурс]: http://nikruf.ru/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F.html
- Красильников С.А. На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.) // Сибирская Заимка [Электронный журнал]: http://zaimka.ru/soviet/krasiln1.shtml
- Малицкий Н.В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750-1900 гг. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1902.
- Митров О., свящ. Священномученик Сергий (Руфицкий) и мученик Димитрий (Рудаков) // Жития новомучеников и исповедников российских XX века / Сост. архим. Дамаскин (Орловский). [Электронная версия]: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitija-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskih-xx-veka/227.
Примечания:
- Малицкий Н.В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750-1900 гг. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1902. ↩
- Красильников С.А. На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 — конец 1930-х гг.). [Ссылка: http://zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1.shtml]. ↩
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века / Сост. свящ. Олег Митров. ↩