Следственное дело Ивана Ивановича Артемова, кроме обычных формальных документов: ордера на обыск и арест, анкеты, протоколов допросов обвиняемого и свидетелей, заключения следователя и протокола заседания тройки НКВД, содержит документы, казалось бы, к следствию отношения не имеющие, изъятые у Ивана Ивановича при аресте и приобщенные к делу. К ним относятся характеристика с места работы, письмо одного из прихожан храма, о котором Иван Иванович проявлял заботу, выписки из отеческих творений, отрывки записанной проповеди и прочее.
На нашем сайте мы публикуем выдержки из документов следственного дела, предполагая интерес к судьбе Ивана Артемова его односельчан и людей, интересующихся историей гонений на Церковь в годы советской власти.
л. 5 Характеристика с места работы (стройтрест №30)
“За время своей работы ничем себя не проявил, в общественной жизни нашего строительства абсолютно не участвовал. Очень замкнутый и хитрый старик.”
л. 7 Письмо
Дорогой Иван Иванович
Христос воскр... ПоздравляюВас с праздником. ... И ждем Вас на ___ мая, приезжайте. Захватите для церкви 1 бут вина кагору. Потом, если найдете, купите мне семенов немножко ... ... салаты и луку сеянцу пожалоста, а если Вам затруднительно, то не надо. У нас пока слава Богу, все хорошо идет. Будьте здоров. Друг Ваш, И.Т.
л. 8 Письмо
Иван Иванович, сегодня 24 апреля церк совету вручили бумажку из районного исполнительного комитета. Требуют уплатить за украденные церковные серебрянные вещи 3319 рублей, а именно, за потир (чашу), крест, дарохранительницу и дароносицу и два Евангелия, всего весу 11 фун. они пост... ...4 кел (кг?) 599 грам, у нас есть акт от 5 мая 1922 года, где указано, что крестов серебряных 2, Чаша, Евангелия были изъяты, но их потом выкупили серебром - а они опять их поставили в цену.
И.И., вы посове-
л. 8об
туйтесь с Васил Иванов. как он посоветует нам поступить и приезжайте к 1-му мая, зделаем собрание и посоветуемся, а то дело же важно... распросите В. Ив. кад (каз)...
До свида Д В Ильин (?) - <не очень разборчиво>
л. 9 записанная проповедь (?)
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех Благоволение. Эту песнь воспели Ангелы на Небеси. Но где же на земли мир и благоволение? Я не ошибусь сказать, что наверное в каждом семействе не мир и благоволение, но скорее недовольство, муж против жены и обратно, дети против родителей и обратно.
Значит Ангелы говорят неправильно, это ложь, но нет. Душа каждого скажет, что действительность, это верно, поэтому нужно считать нас самих неправильно поступающими, значит мы отделились от Бога. Где же нам...
В одном городе появилась эпидемия, люди мерли, язычники все здоровые бежали за город, ходить за больными было некому, но христиане остались в городе и помогали помирающим, а когда прекратилась эпидемия, ближние родственники ... язычники вернулись обратно в город и увидели этих христиан, которые помогали больным, и уверовали в Бога Христианского! Вот древний пример христианства не в проповедях, но в делах любви и милосердия. Родился Христос, освятил человеческое естество, он не говорил целой стране о вере в его учение, но говорит каждому человеку в отдельности:
л. 9 об
иди за Мной, и Я буду с тобой. Нужно знать лично Христа, и знать Его можно через Его учение, через Евангелие.
Л. 10
Письмо Ивановского Облисполкома Киржачскому РИКу по поводу жалобы Санинской общины на притеснение священника и незаконное закрытие храма. Комиссия по делам культа встает на сторону общины. 29 января 1936 г. /машинопись/
л. 11 отеческие выписки, предположительно, из поучений аввы Евагрия “Главы о деятельной жизни”.
Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением.
Когда во всей душе, то - праведностью.
Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать, вещами средними (безразличными) распоряжаться соответствнно времени.
Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности
Л. 11об
58-е наставление о подвижничестве
Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ея часть стремится к добродет..., раздражительная подвизается за ..., а мыслительная прилежит созерцанию
59 Преуспевающий в деятельной жизни умаляет стр<асти>, а преуспевающий в созерцательной умаляет неведение, и относительно страстей говорят, что будет некогда совершенное их истребление, а относительно неведения говорят, что отчасти будет ему конец, а отчасти нет.
Дело праведности — держать все части души в согласии и гармонии между собою.
Плод добродетелей - ведение
Л. 14 ордер от 22 августа 1937 г. На арест
Адрес, по которому был произведен арест: Спартаковская ул. Дом 5, кв 22
л. 16, 16 об - Анкета арестованного
Артемов Иван Иванович, 25 марта 1877 г.р. Бывшей Владимирской губ., р-н Киржачский, Ивано-Вознесенской области, с. Санино
Адрес в Москве: Спартаковская ул. Д. 5, кв. 22
Место работы: Трест промстрой №30, техник
Член профсоюза с 1923 г.
Имеется деревянный дом, сарай, погреб
Соц происхождение из крестьян кулаков
б/п
Русский, гр-н СССР
Образование среднее техник строитель
Под судом и следствием не состоял, на воинской службе не был
По состоянию здоровья - здоров
Родственники: брат Артемов Василий Иванович 55 лет (1882 г.р.), помощник бухгалтера при ВЦИКе, хозяйственный отдел, б/п, адрес: угол Воздвиженки и Моховой (уточнение в допросе), д. 5, кв. 23, 4-й Дом Советов?
л. 18 Постановление об избрании меры пресечения
Пометка “Одиночка”
“Артемов И.И., будучи церковным старостой церкви с. Санино, нелегально у себя на квартире в г. Москве собирает активных церковников к/р настроенных. Среди строительных рабочих на Стройэспроме ведет к/р пропаганду за восстановление церквей в колхозах, собирает у них деньги и посылает в деревню в пользование церковного совета”.
Обвиняется по статье 58 п. 10 УК
л. 19 Протокол допроса 22 августа 1937 г.
Допрос 22 августа 1937 г., т.е. В день ареста. Сотрудник Первомайского РоНКВД Моск. обл. Бурмистров, общие анкетные данные
Л. 19об продолжение допроса
Л. 20 продолжение допроса: показания обвиняемого
Отец Артемов Иван Андреевич был плотником, наемных работников не имел, хозяйством руководила мать.
В селе Санино был выбран заочно членом церковного совета в 1936 г.
Вопрос: сколько раз вы собирали деньги среди рабочих на церковь?
Ответ: Я собирал деньги в 1936 г. По знакомым г. Москвы. Собрал я денег 250 руб., которые послал в церковь на родину.
Вопрос: сколько раз у вас нелегально ночевал священник?
Ответ: в Москве изредка ночевал у меня священник Кошелев Андрей Иванович без определенных занятий. Я хотел направить его на родину в свой приход. В деревне в моем доме в 1934 году тоже жил поп, которого я сам пустил.
Вопрос: следствию известно, что вы в к/р целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро везде будет фашизм, а Советскую власть надо перестрелять. Признаете ли Вы себя в этом виновным?
Ответ: против Советской власти я ничего не говорил и виновным в этом себя не признаю.
Вопрос: часто ли вы встречаетесь с братом Василием Ивановичем!
Ответ: мой брат Вас. Ив. бывает иногда у меня на квартире, бываю и я у него как родственник.
Вопрос: для какой цели хранили Вы у себя кинжал и порох?
Ответ: Все это у меня имелось без всякой цели. Порох принес мой брат Вас.Ив. с Японской войны и оставил мне. Кинжал приобрела мать.
Вопрос: Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви у себя на родине, что Вас заставляло?
Ответ: Я временно бывал на родине и меня там знали как очень религиозного человека и обращались за советом как к человеку знакомому со строительством.
Л. 21 Протокол допроса свидетеля от 5 сентября 1937 г.
Проводил о/уп Первомайского РоНКВД Меняшкин
Козлова Анна Пантелеевна, 1871 г.р. Урож. Д. Гаврилово Спасского р-на Моск. Обл., соседка по квартире, домохозяйка (образование - “самоучка”, подпись коряво “Козлова”)
Л. 21об (полупустой - "нет" на все вопросы)
Л. 22 Показания Козловой А.П.
В ответ на вопрос о социальном прошлом Артемова: “...Артемов мне рассказывал, что он является членом церковного совета с. Санино Владимирской губернии Покровского уезда. Артемов так же мне говорил, что несмотря на то, что он живет в Москве, но является церковным старостой с. Санино, т.к. Это требуется в интересах церкви.
О к/р деятельности обвиняемого: “Мне известно то, что Артемов, проживая у нас в доме в одной квартире со мной, часто собирал у себя в комнате каких-то бродячих попов и монашек, которые приходили к нему и о чем-то совещались в его комнате, даже часто оставались у него в комнате ночевать.
Л. 22об
“Артемов часто собирал с трудящихся г. Москвы деньги якобы в пользу церкви и одновременно с этим агитировал за религию против Советской власти и коммунистов.
Дальше, похоже всякие наговоры...
“В мая месяце 1937 г. Артемов И.И. Мне заявил: “Давайте, православные, свою лепту на содержание храма, а то большевики напали на христианскую веру и хотят ее стереть с лица земли. Но Господь большевикам-антихристам за это не простит. Сейчас вот все верующие организовываются против Советской власти и скоро разразится война, тогда православные возьмут по велению Божию в свои руки копие и будут разить антихристовы советы и большевиков”.
“В июле месяце 1937 г. Артемов мне заявил: “Я вот ездил в деревню, возил в церковь свечи и деньги, собранные мной среди православных. Жаль, что не успел к обедне, но кое-что сделал, помог храму Божию на некоторое время. Вот большевики и антихристово племя комсомольцы всё хвалят, что при Советской власти стало жить хорошо, а посмотри, что делается в деревне, прижали крестьян так, что и вздохнуть нечем, с живых шкуру сдирают. К власти пришли жиды, вот сейчас и издеваются над православными; разоряют храмы и убивают честных труженников”.
Л. 23 Показания Козловой А.П. 5 сентября 1937 г. Допрашивал следователь Меняшкин
Вопрос: Вам известны фамилии попов, посещающих Артемова?
Ответ: Нет, фамилии попов, посещающих Артемова я не знаю, т.к. К нему очень много ходило и женщин в виде монашек и попов. Одного попа я заметила, который часто ходил к Артемову, он всегда стоит у церкви “Богоявления” на пл. Баумана”
“К своим показаниям добавляю: во время посещения Артемова попами, Артемов также в это время приводил группами рабочих строителей, закрывал свою комнату, и о чем-то там совещались, а иногда пьянствовали”.
Л. 24 Протокол допроса свидетеля Березиной Марфы Мартыновны, 3 сентября 1937 г. Допрос проводил оперуп. Первомайского РОУГП УНКВД МО Меняшкин
Березина Марфа Мартыновна (58 лет, 1879 г.р.), уроженка Тарусского р-на Моск. Обл, дер. Лаптино, соседка по квартире (Спартаковская д. 5, кв. 22), по происхождению - крестьянка, не работающая (иждивенка), замужняя, малограмотная (еле расписалась).
Л. 25 Продолжение допроса Березиной
Вопрос: давно ли вы знакомы с гражданином Артемовым?
Ответ: Артемова И.И я знаю с 1933 г. По совместной с ним жизни в одной квартире.
Вопрос: что вам известно о социальном прошлом Артемова И.И.?
Ответ: Мне известно со слов самого Артемова, что он является церковным старостой и членом церковного совета с. Санино б/Владимирской губернии Покровского уезда из семьи зажиточных крестьян.
Вопрос: Что вам известно о контрреволюционной деятельности Артемова?
Ответ: Мне известно, что Артемов И.И. Водил к себе в комнату каких-то рабочих в то время, когда к нему приходил какой-то поп и монашки, все эти лица мне неизвестны. Артемов И.И. ходил по Москве и собирал с верующих деньги, которые по его словам, он отправлял в с. Санино на содержание церкви.
В июне месяце 1937 г. Артемов И.И. мне говорил:
“Я сейчас стараюсь и помогаю храму
Л. 25об
Божи и собираю от православных деньги на содержание церкви и духовных отцов наших. А коммунисты нехристи разоряют святые дома, изгоняют наших пастырей, издеваются над ними. Но Бог видит, скоро будет война, и православные с оружием в руках отомстят большевикам и комсомольцам. Сейчас при Советской власти крестьянам нет никакой жизни, всех разорили, скоро крестьяне восстанут и свергнут большевиков и все равно скоро будет у власти царь”.
В конце июня месяца 1937 г. Артемов на кухне мне, в пьяном виде он был, заявил:
“Когда оглянется Господь и избавит нас от мук земных. Скорее бы переменилась Советская власть, я тогда бы своими руками передушил половину коммунистов”.
Артемов вообще настроен против коммунистов и Сов. Власти, всегда молит Бога, чтобы Сов. Власть переменилась и грозит подушить комсомольцев.
ЛЛ.. 26, 27 Обвинительное заключение (машинопись) 8 сентября 1937 г.
Составили начальник Первомайского РО УГБ УНКВД МО ст. Лейтенант госбезопасности ПУШКИН; начальник 4 отделения УГБ НКВД МО, капитан госбезопасности ПЕРСИЦ. Утверждено зам начальника управления НКВД МО, майором госбезопасности Якубовичем
“Будучи допрошен в качестве обвиняемого Артемов И.И. Виновным себя в к/р деятельности не признал, но уличается свидетельскими показаниями. На основании изложенного обвиняется в том, что будучи церковным старостой церкви с. Санино, нелегально у себя на квартире в г. Москве собирает активных церковников к/р настроенных. Среди строительных рабочих на Стройэспроме и трудящихся г. Москвы ведет контрреволюционную пропаганду за восстановление церквей в колхозах, собирает у них деньги и посылает в деревню в пользование церковного совета. Высказывается за скорейшее свержение Советской власти.
ПОСТАНОВИЛ: Следственное дело №5364 по обвинению Артемова Ивана Ивановича представить на рассмотрение тройки при Управлении НКВД МО.
Л. 28 Выписка из протокола Тройки - расстрельный приговор 7 окт 1937 г.
“Высказывал тернастроения в отношении руководителей ВКБ(б) и чл.сов.правительства”