Выписки из следственного дела 19037, ГА РФ, ф. 10035, Артемов Иван Иванович

Следственное дело Ивана Ивановича Артемова, кроме обычных формальных документов: ордера на обыск и арест, анкеты, протоколов допросов обвиняемого и свидетелей, заключения следователя и протокола заседания тройки НКВД, содержит  документы, казалось бы, к следствию отношения не имеющие, изъятые у Ивана Ивановича при аресте и приобщенные к делу. К  ним относятся характеристика с места работы, письмо одного из прихожан храма, о котором Иван Иванович проявлял заботу, выписки из отеческих творений, отрывки записанной проповеди и прочее. 

На нашем сайте мы публикуем выдержки из документов следственного дела, предполагая интерес к судьбе Ивана Артемова его односельчан и людей, интересующихся историей гонений на Церковь в годы советской власти.

л. 5 Характеристика с места работы (стройтрест №30)

“За время своей работы ничем себя не проявил, в общественной жизни нашего строительства абсолютно не участвовал. Очень замкнутый и хитрый старик.”

л. 7 Письмо

Дорогой Иван Иванович

Христос воскр... Поздравляю

Вас с праздником. ... И ждем Вас на ___ мая, приезжайте. Захватите для церкви 1 бут вина кагору. Потом, если найдете, купите мне семенов немножко ... ... салаты и луку сеянцу пожалоста, а если Вам затруднительно, то не надо. У нас пока слава Богу, все хорошо идет. Будьте здоров. Друг Ваш, И.Т.

л. 8 Письмо

Письмо односельчанина, ГА РФ, ф. 10035, оп. 1, д. 19037, л. 8обПисьмо односельчанина, ГА РФ, ф. 10035, оп. 1, д. 19037, л. 8Иван Иванович, сегодня 24 апреля церк совету вручили бумажку из районного исполнительного комитета. Требуют уплатить за украденные церковные серебрянные вещи 3319 рублей, а именно, за потир (чашу), крест, дарохранительницу и дароносицу и два Евангелия, всего весу 11 фун. они пост... ...4 кел (кг?) 599 грам, у нас есть акт от 5 мая 1922 года, где указано, что крестов серебряных 2, Чаша, Евангелия были изъяты, но их потом выкупили серебром - а они опять их поставили в цену.

И.И., вы посове-

л. 8об

туйтесь с Васил Иванов. как он посоветует нам поступить и приезжайте к 1-му мая, зделаем собрание и посоветуемся, а то дело же важно... распросите В. Ив. кад (каз)...

До свида Д В Ильин (?) - <не очень разборчиво>

л. 9 записанная проповедь (?)

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех Благоволение. Эту песнь воспели Ангелы на Небеси. Но где же на земли мир и благоволение? Я не ошибусь сказать, что наверное в каждом семействе не мир и благоволение, но скорее недовольство, муж против жены и обратно, дети против родителей и обратно.

Значит Ангелы говорят неправильно, это ложь, но нет. Душа каждого скажет, что действительность, это верно, поэтому нужно считать нас самих неправильно поступающими, значит мы отделились от Бога. Где же нам...

В одном городе появилась эпидемия, люди мерли, язычники все здоровые бежали за город, ходить за больными было некому, но христиане остались в городе и помогали помирающим, а когда прекратилась эпидемия, ближние родственники ... язычники вернулись обратно в город и увидели этих христиан, которые помогали больным, и уверовали в Бога Христианского! Вот древний пример христианства не в проповедях, но в делах любви и милосердия. Родился Христос, освятил человеческое естество, он не говорил целой стране о вере в его учение, но говорит каждому человеку в отдельности:

л. 9 об

иди за Мной, и Я буду с тобой. Нужно знать лично Христа, и знать Его можно через Его учение, через Евангелие.

Л. 10

Письмо Ивановской областной комиссии по делам культа в Киржачский РИК об открытии храма в с. Санино, 1935 г.Письмо Ивановского Облисполкома Киржачскому РИКу по поводу жалобы Санинской общины на притеснение священника и незаконное закрытие храма. Комиссия по делам культа встает на сторону общины. 29 января 1936 г. /машинопись/

л. 11 отеческие выписки, предположительно, из поучений аввы Евагрия “Главы о деятельной жизни”.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением.

Когда во всей душе, то - праведностью.

Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать, вещами средними (безразличными) распоряжаться соответствнно времени.

Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности

Л. 11об

58-е наставление о подвижничестве

Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ея часть стремится к добродет..., раздражительная подвизается за ..., а мыслительная прилежит созерцанию

59 Преуспевающий в деятельной жизни умаляет стр<асти>, а преуспевающий в созерцательной умаляет неведение, и относительно страстей говорят, что будет некогда совершенное их истребление, а относительно неведения говорят, что отчасти будет ему конец, а отчасти нет.

Дело праведности — держать все части души в согласии и гармонии между собою.

Плод добродетелей - ведение

Л. 14 ордер от 22 августа 1937 г. На арест

Адрес, по которому был произведен арест: Спартаковская ул. Дом 5, кв 22

л. 16, 16 об - Анкета арестованного

Артемов Иван Иванович, 25 марта 1877 г.р. Бывшей Владимирской губ., р-н Киржачский, Ивано-Вознесенской области, с. Санино

Адрес в Москве: Спартаковская ул. Д. 5, кв. 22

Место работы: Трест промстрой №30, техник

Член профсоюза с 1923 г.

Имеется деревянный дом, сарай, погреб

Соц происхождение из крестьян кулаков

б/п

Русский, гр-н СССР

Образование среднее техник строитель

Под судом и следствием не состоял, на воинской службе не был

По состоянию здоровья - здоров

Родственники: брат Артемов Василий Иванович 55 лет (1882 г.р.), помощник бухгалтера при ВЦИКе, хозяйственный отдел, б/п, адрес: угол Воздвиженки и Моховой (уточнение в допросе), д. 5, кв. 23, 4-й Дом Советов?

л. 18 Постановление об избрании меры пресечения

Пометка “Одиночка”

“Артемов И.И., будучи церковным старостой церкви с. Санино, нелегально у себя на квартире в г. Москве собирает активных церковников к/р настроенных. Среди строительных рабочих на Стройэспроме ведет к/р пропаганду за восстановление церквей в колхозах, собирает у них деньги и посылает в деревню в пользование церковного совета”.

Обвиняется по статье 58 п. 10 УК

л. 19 Протокол допроса 22 августа 1937 г.

Допрос 22 августа 1937 г., т.е. В день ареста. Сотрудник Первомайского РоНКВД Моск. обл. Бурмистров, общие анкетные данные

Л. 19об продолжение допроса
Л. 20 продолжение допроса: показания обвиняемого

Отец Артемов Иван Андреевич был плотником, наемных работников не имел, хозяйством руководила мать.

В селе Санино был выбран заочно членом церковного совета в 1936 г.

Страница протокола допроса И.И.Артемова, ГА РФ, ф. 10035, оп. 1, д. 19037, л. 20 

Вопрос: сколько раз вы собирали деньги среди рабочих на церковь?

Ответ: Я собирал деньги в 1936 г. По знакомым г. Москвы. Собрал я денег 250 руб., которые послал в церковь на родину.

 

Вопрос: сколько раз у вас нелегально ночевал священник?

Ответ: в Москве изредка ночевал у меня священник Кошелев Андрей Иванович без определенных занятий. Я хотел направить его на родину в свой приход. В деревне в моем доме в 1934 году тоже жил поп, которого я сам пустил.

 

Вопрос: следствию известно, что вы в к/р целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро везде будет фашизм, а Советскую власть надо перестрелять. Признаете ли Вы себя в этом виновным?

Ответ: против Советской власти я ничего не говорил и виновным в этом себя не признаю.

 

Вопрос: часто ли вы встречаетесь с братом Василием Ивановичем!

Ответ: мой брат Вас. Ив. бывает иногда у меня на квартире, бываю и я у него как родственник.

 

Вопрос: для какой цели хранили Вы у себя кинжал и порох?

Ответ: Все это у меня имелось без всякой цели. Порох принес мой брат Вас.Ив. с Японской войны и оставил мне. Кинжал приобрела мать.

 

Вопрос: Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви у себя на родине, что Вас заставляло?

Ответ: Я временно бывал на родине и меня там знали как очень религиозного человека и обращались за советом как к человеку знакомому со строительством.

Л. 21 Протокол допроса свидетеля от 5 сентября 1937 г.

Проводил о/уп Первомайского РоНКВД Меняшкин

Козлова Анна Пантелеевна, 1871 г.р. Урож. Д. Гаврилово Спасского р-на Моск. Обл., соседка по квартире, домохозяйка (образование - “самоучка”, подпись коряво “Козлова”)

Л. 21об (полупустой - "нет" на все вопросы)
Л. 22 Показания Козловой А.П.

В ответ на вопрос о социальном прошлом Артемова: “...Артемов мне рассказывал, что он является членом церковного совета с. Санино Владимирской губернии Покровского уезда. Артемов так же мне говорил, что несмотря на то, что он живет в Москве, но является церковным старостой с. Санино, т.к. Это требуется в интересах церкви.

О к/р деятельности обвиняемого: “Мне известно то, что Артемов, проживая у нас в доме в одной квартире со мной, часто собирал у себя в комнате каких-то бродячих попов и монашек, которые приходили к нему и о чем-то совещались в его комнате, даже часто оставались у него в комнате ночевать.

Л. 22об

“Артемов часто собирал с трудящихся г. Москвы деньги якобы в пользу церкви и одновременно с этим агитировал за религию против Советской власти и коммунистов.

Дальше, похоже всякие наговоры...

“В мая месяце 1937 г. Артемов И.И. Мне заявил: “Давайте, православные, свою лепту на содержание храма, а то большевики напали на христианскую веру и хотят ее стереть с лица земли. Но Господь большевикам-антихристам за это не простит. Сейчас вот все верующие организовываются против Советской власти и скоро разразится война, тогда православные возьмут по велению Божию в свои руки копие и будут разить антихристовы советы и большевиков”.

“В июле месяце 1937 г. Артемов мне заявил: “Я вот ездил в деревню, возил в церковь свечи и деньги, собранные мной среди православных. Жаль, что не успел к обедне, но кое-что сделал, помог храму Божию на некоторое время. Вот большевики и антихристово племя комсомольцы всё хвалят, что при Советской власти стало жить хорошо, а посмотри, что делается в деревне, прижали крестьян так, что и вздохнуть нечем, с живых шкуру сдирают. К власти пришли жиды, вот сейчас и издеваются над православными; разоряют храмы и убивают честных труженников”.

Л. 23 Показания Козловой А.П. 5 сентября 1937 г. Допрашивал следователь Меняшкин

Вопрос: Вам известны фамилии попов, посещающих Артемова?

Ответ: Нет, фамилии попов, посещающих Артемова я не знаю, т.к. К нему очень много ходило и женщин в виде монашек и попов. Одного попа я заметила, который часто ходил к Артемову, он всегда стоит у церкви “Богоявления” на пл. Баумана”

“К своим показаниям добавляю: во время посещения Артемова попами, Артемов также в это время приводил группами рабочих строителей, закрывал свою комнату, и о чем-то там совещались, а иногда пьянствовали”.

Л. 24 Протокол допроса свидетеля Березиной Марфы Мартыновны, 3 сентября 1937 г. Допрос проводил оперуп. Первомайского РОУГП УНКВД МО Меняшкин

Березина Марфа Мартыновна (58 лет, 1879 г.р.), уроженка Тарусского р-на Моск. Обл, дер. Лаптино, соседка по квартире (Спартаковская д. 5, кв. 22), по происхождению - крестьянка, не работающая (иждивенка), замужняя, малограмотная (еле расписалась).

Л. 25 Продолжение допроса Березиной

Вопрос: давно ли вы знакомы с гражданином Артемовым?

Ответ: Артемова И.И я знаю с 1933 г. По совместной с ним жизни в одной квартире.

 

Вопрос: что вам известно о социальном прошлом Артемова И.И.?

Ответ: Мне известно со слов самого Артемова, что он является церковным старостой и членом церковного совета с. Санино б/Владимирской губернии Покровского уезда из семьи зажиточных крестьян.

 

Вопрос: Что вам известно о контрреволюционной деятельности Артемова?

Ответ: Мне известно, что Артемов И.И. Водил к себе в комнату каких-то рабочих в то время, когда к нему приходил какой-то поп и монашки, все эти лица мне неизвестны. Артемов И.И. ходил по Москве и собирал с верующих деньги, которые по его словам, он отправлял в с. Санино на содержание церкви.

В июне месяце 1937 г. Артемов И.И. мне говорил:

“Я сейчас стараюсь и помогаю храму

Л. 25об

Божи и собираю от православных деньги на содержание церкви и духовных отцов наших. А коммунисты нехристи разоряют святые дома, изгоняют наших пастырей, издеваются над ними. Но Бог видит, скоро будет война, и православные с оружием в руках отомстят большевикам и комсомольцам. Сейчас при Советской власти крестьянам нет никакой жизни, всех разорили, скоро крестьяне восстанут и свергнут большевиков и все равно скоро будет у власти царь”.

В конце июня месяца 1937 г. Артемов на кухне мне, в пьяном виде он был, заявил:

“Когда оглянется Господь и избавит нас от мук земных. Скорее бы переменилась Советская власть, я тогда бы своими руками передушил половину коммунистов”.

Артемов вообще настроен против коммунистов и Сов. Власти, всегда молит Бога, чтобы Сов. Власть переменилась и грозит подушить комсомольцев.

ЛЛ.. 26, 27 Обвинительное заключение (машинопись) 8 сентября 1937 г.

Обвинительное заключение по делу И.И.Артемова, стр. 2Обвинительное заключение по делу И.И.Артемова, стр. 1Составили начальник Первомайского РО УГБ УНКВД МО ст. Лейтенант госбезопасности ПУШКИН; начальник 4 отделения УГБ НКВД МО, капитан госбезопасности ПЕРСИЦ. Утверждено зам начальника управления НКВД МО, майором госбезопасности Якубовичем

“Будучи допрошен в качестве обвиняемого Артемов И.И. Виновным себя в к/р деятельности не признал, но уличается свидетельскими показаниями. На основании изложенного обвиняется в том, что будучи церковным старостой церкви с. Санино, нелегально у себя на квартире в г. Москве собирает активных церковников к/р настроенных. Среди строительных рабочих на Стройэспроме и трудящихся г. Москвы ведет контрреволюционную пропаганду за восстановление церквей в колхозах, собирает у них деньги и посылает в деревню в пользование церковного совета. Высказывается за скорейшее свержение Советской власти.

ПОСТАНОВИЛ: Следственное дело №5364 по обвинению Артемова Ивана Ивановича представить на рассмотрение тройки при Управлении НКВД МО.

Л. 28 Выписка из протокола Тройки - расстрельный приговор 7 окт 1937 г.

Выписка из протокола заседания "тройки" НКВД по делу И.И.Артемова!!! п. 106 (!)

“Высказывал тернастроения в отношении руководителей ВКБ(б) и чл.сов.правительства”

Л. 29 Выписка из протокола Тройки - расстрельный приговор 7 окт 1937 г.
Л. 29 (п) Выписка из акта о приведении приговора в исполнение 14 окт 1937 г.

Выписка из акта о приведении приговора в исполнение

Л. 30 (?) отметка о захоронении в Бутово, 12 февраля 1958 г.